Совершенно секретный план времен холодной войны: не пустить Советы к ближневосточной нефти ОКОНЧАНИЕ

Jun 29, 2016 16:00


Совершенно секретный план времен
холодной войны: не пустить Советы
к ближневосточной нефти

ОКОНЧАНИЕ



© flickr.com, cliff1066™'s

Джон Кеннеди и Дуайт Эйзенхауэр в Кэмп-Дэвиде

В отчете был представлен важный список перемен в спросе и предложении на нефть за четырехлетний период действия плана NSC 26/2. Соединенные Штаты стали чистым импортером, закупая по 600 тысяч баррелей нефти в день, то есть, вдвое больше, чем в 1949 году, а спрос Соединенного Королевства на импортную нефть в 1952 году вырос до 161 миллиона баррелей, хотя всего тремя годами ранее он составлял 126 миллионов баррелей. За тот же период времени добыча нефти на Ближнем Востоке резко выросла, чтобы удовлетворить спрос Запада.

В следующем анализе был сделан вывод о том, что хотя планы воспрещения Советам доступа к нефти сохраняли свою актуальность, ближневосточную нефть важно было сохранять для последующего использования на Западе. Принцип выборочного подрыва объектов нефтедобычи и переработки в рамках политики воспрещения обещал быстрое восстановление производства после изгнания Советов. Проблема заключалась в закупорке скважин, на которую требовалось не менее недели, что было слишком долго в условиях стремительного советского наступления. Незакупоренные скважины давали Советам возможность нанести непоправимый ущерб нефтяным месторождениям, поскольку они могли либо поджечь их, либо открыть, чтобы нефть текла без ограничений.

В 1954 году Эйзенхауэр утвердил программу NSC 5401, которая охватывала эти очень разные задачи. Новая политика предусматривала рациональное использование ближневосточной нефти с большим упором на своевременную заглушку скважин и с сохранением подрывов наземных объектов. В то же время, туда был добавлен план на крайний случай. Если компании не смогут своевременно подорвать объекты нефтедобычи и переработки, американские военные уничтожат их при помощи авиаударов.

Госдепартамент также рассматривал возможность заполнения военными того вакуума, который оставила Aramco, отказавшись от подрыва наземных объектов. Это означало, что такую работу тоже будут выполнять военные. Однако Министерство обороны заартачилось. Когда Совет национальной безопасности рассматривал и утверждал NSC 5401, Смит заявил его членам, что понимает нежелание военных, однако план воспрещения в Саудовской Аравии неизбежно требует участия военных. Аллен Даллес, ставший к тому времени директором ЦРУ, согласился с тем, что «если что-то и будет делаться для Саудовской Аравии в день начала операции, то заниматься этим будут военные».

Однако Министерство обороны, предвидя нехватку войск в регионе, отказалось осуществлять взрывные работы на нефтепромыслах. Авиаудары как последнее средство по-прежнему можно было применить, но они были не идеальны, так как месторождения надо было просто вывести из строя, но не уничтожить. «Следовательно, максимум, на что можно надеяться, это на специалистов Aramco и ЦРУ, которые должны осуществить подрывы под защитой военных», сказал Роберт Катлер (Robert Cutler), работавший специальным помощником Эйзенхауэра по национальной безопасности. Об этом говорится в документе совета, подготовленном в декабре 1953 года.

Изменила ли Aramco свое мнение? Катлер не дал ответ на этот вопрос. Однако Уильям Чандлер (William Chandler), занимавший в то время пост вице-президента принадлежавшей Aramco компании Tapline, в интервью, данном перед своей смертью в 2009 году, заявил, что компания возобновила сотрудничество, по крайне мере, частично. В начале 1954 года ему позвонил один из руководителей Aramco и сообщил, что будет брифинг о «специальной программе», касающейся Tapline, которая была оператором нефтепровода, проходившего через всю Саудовскую Аравию. Программа заключалась в выводе трубопровода из строя в случае вторжения Советов и в уничтожении главных клапанов в насосах. Диспетчеров компании научили пользоваться пластичной взрывчаткой, которую они хранили в сундучках под кроватями. «Нам приказали это делать», - сказал Чандлер.

***

Между тем, Британия тоже пересматривала свои планы воспрещения по Ирану и Ираку. В 1953 году при поддержке США и Британии в Иране произошел переворот, в результате которого к власти пришло более дружественное правительство. Был создан нефтяной консорциум, большинство акций которого принадлежало British Petroleum и четырем американским нефтяным компаниям, владевшим Aramco. Этот консорциум начал управлять почти всей нефтяной отраслью Ирана. Однако, согласно британским документам, иранское правительство владело нефтепромысловыми объектами, появлявшимися вопреки консорциуму.

То же самое происходило в Ираке, где сотни работников Iraq Petroleum были готовы по команде вывести из строя мощный нефтеперерабатывающий комплекс в Киркуке. Власть британской компании над иракской нефтяной промышленностью ослабла, и правительство страны взяло под свой контроль НПЗ в Багдаде, Басре и Алванде.

Для успешного осуществления планов воспрещения в этих странах государственные объекты и все прочие мощности надо было вывести из строя. Но просьба к властям Ирака и Ирана о разработке собственных планов воспрещения подтвердила бы существование такой программы, и в результате эти страны могли утратить доверие к своим западным союзникам. В таком случае у Британии остался бы только один вариант - нанесение авиаударов. Но военные с большой опаской относились к такой перспективе, ибо уничтожить немецкие НПЗ при помощи обычных авиабомб во время Второй мировой войны оказалось чрезвычайно трудно.

© AP Photo, Ebrahim Noroozi

Газовое месторождение Ассалуйе на берегу Персидского залива в Иране

В 1955 году, когда Британия только начинала создавать свой ядерный арсенал, Комитет начальников штабов проявил интерес к применению ядерного оружия в целях разрушения нефтяных объектов в Иране и Ираке. «Самым результативным методом уничтожения нефтяных объектов стала бы ядерная бомбардировка», - говорится в докладе от 1955 года, который был утвержден британским Комитетом начальников штабов. Неизвестно, участвовали ли на этом этапе в дискуссиях представители США. Но согласно британским военным документам с анализом разных вариантов плана воспрещения, у КНШ было разрешение на министерском уровне об обращении за помощью к США в использовании части ядерного арсенала против Ирана при введении в действие такого плана. Эта просьба обсуждалась на встрече с американскими представителями в Лондоне в начале 1956 года. В протоколе встречи не упоминается какая-либо реакция США на данное предложение. Но принятие решения договорились отложить до тех пор, пока Прассинг не проанализирует план воспрещения по Ирану и не проинспектирует его нефтяные месторождения и объекты. В составленной после этой встречи британской служебной записке для КНШ говорится: «В ближайшем будущем единственно возможным средством осуществить план воспрещения доступа к нефти [в Иране] будут американские ядерные акции».

Вернувшись из Ирана, Прассинг сделал заключение о том, что план воспрещения с использованием подрывных работ на объектах по-прежнему применим для Ирана. Британские представители отмечали, что в Иране работает все больше американцев, в связи с чем шансов на успех у плана подрывных работ становятся все больше, и что ядерные взрывы могут не понадобиться. Эксперт Aramco по подрывным работам Отто был направлен в Иран, чтобы помочь англичанам внести изменения в план воспрещения по этой стране.

В других местах Британия и Соединенные Штаты договорились расширить масштабы политики воспрещения доступа. В этот план впервые был включен нефтеперерабатывающий завод в Ливане, принадлежавший компаниям-предшественницам Chevron и Texaco, а также британское предприятие в Египте. Включить в него также решили НПЗ в Сирии, как только его строительство будет завершено. Соединенные Штаты дали согласие на планирование действий по воспрещению доступа в нейтральной зоне Кувейта, расположенной между Саудовской Аравией и Кувейтом. Британцы составили список нефтеперерабатывающих предприятий и нефтепроводов Израиля и Турции, которые намеревались со временем включить в план воспрещения.

Успехи были достаточно внушительными, в связи с чем Госдепартамент, Министерство обороны и ЦРУ в 1956 году предложили продолжать политику воспрещения фактически без изменений. Но у одного младшего сотрудника Совета национальной безопасности на сей счет были иные идеи. Он полагал, что изменение политики на Ближнем Востоке требует полной отмены всей операции.

***

31-летнему Джорджу Веберу (George Weber) было известно о политике воспрещения, поскольку он участвовал в работе правительственного комитета, чьи рекомендации привели к разработке NSC 5401. Но к 1956 году этот выпускник Университета Цинциннати пришел к убеждению, что данный план следует положить на полку, так как в нем рассматривался только вариант войны с Советским Союзом. К тому времени Советы были не единственной проблемой для западных стран на Ближнем Востоке; быстро набиравшие силу арабские националистические движения также создавали угрозу для Запада, жестко контролировавшего ближневосточную нефть. Ярким примером тому стала национализация Суэцкого канала, осуществленная в 1956 году президентом Гамалем Абдель Насером.

КОНТЕКСТ

Экономика ИГИЛ

The Marker29.10.2015

Нефтяная геополитика в Ираке

Slate.fr19.08.2014

Почему цены на нефть не реагируют на хаос в Ираке

Le Monde08.07.2014

Вебер также сомневался в пользе выборочных подрывов нефтяных объектов, поскольку Советы в случае вынужденного отступления наверняка постарались бы разрушить их полностью. Между тем, активная подготовка нефтяных компаний к таким выборочным подрывам увеличивала шансы на утечку информации. «Я думаю, совет должен очень внимательно подумать о целесообразности такой программы», - сообщил Вебер в докладной записке на имя советника по национальной безопасности Катлера.

От политики воспрещения не отказались, но благодаря усилиям Вебера начались изменения, и спустя несколько месяцев Эйзенхауэр утвердил новую программу ей на замену. Она получила наименование NSC 5714. Уничтожение нефтяных объектов в случае советского вторжения в этом плане оставили в качестве крайней меры, но только в рамках «прямых военных действий», без участия работников под руководством ЦРУ. Сотрудничество ЦРУ с нефтяными компаниями было остановлено. «Тайные действия по воспрещению доступа с участием гражданских организаций стали неосуществимы», - отметил в своей служебной записке сотрудник Госдепартамента Уильям Раунтри (William Rountree).

Появилась новая концепция, в которой преимущественное значение придавалось защите нефтяных объектов перед лицом новых угроз в дополнение к советскому вторжению, таких как диверсии и региональные войны. В этом деле странам Ближнего Востока предполагалось отвести беспрецедентную роль. Нефтяные компании и правительства этих стран должны были совместными усилиями укреплять безопасность, в том числе, обеспечить меры защиты нефтяных объектов от нападения. Местные правительства предполагалось привлечь к совместным действиям по заглушке скважин при возникновении угрозы, чтобы позднее Запад мог снова использовать эту нефть.

«Таким образом, произошла эволюция этой политики», - сказал Вебер.

Эти сдвиги не положили конец американо-британским планам в отношении ближневосточной нефти. В 1958 году США выдвинули более масштабную инициативу (никак не связанную с NSC 5714), которая предусматривала применение военной силы против арабских националистов в качестве последнего средства, чтобы сохранить поставки нефти по разумным ценам. В 1957 году британцы, посчитав советское вторжение маловероятным, пересмотрели свои планы и включили в них варианты с применением армии для защиты нефтяных объектов в Кувейте, Бахрейне и Катаре при возникновении угрозы «египетской подрывной деятельности».

Неясно, как в новую концепцию ближневосточной безопасности вписывалась программа NSC 5714. Она была реализована, но немногочисленные рассекреченные документы мало что могут рассказать нам о ее судьбе. Мы не знаем, согласились ли какие-то местные правительства на сотрудничество в рамках этой программы. В 1963 году администрация Кеннеди задала Госдепартаменту вопрос о перспективах NSC 5714: отменить эту программу, заменить ее чем-то другим или оставить в силе в качестве американской политики. Это последний документ об американских и британских планах воспрещения, который мне удалось отыскать. Ответа в архивах нет, и чем закончилась эта программа, непонятно.

Работавшие на местах не заметили изменений, внесенных NSC 5714. Отто получил указание уничтожить 10 тонн взрывчатки, хранившейся на складах Aramco. От этого взрыва задребезжали стекла на удалении нескольких километров. А в конце 1950-х его направили в компанию Tapline, чтобы собрать всю взрывчатку, хранившуюся под кроватями диспетчеров. Чандлер, ставший к тому времени главой Tapline, облегченно вздохнул, увидев, как взрывчатку увозят. Саудовцы считали себя владельцами нефтепровода и пришли бы в ярость, узнав про план воспрещения доступа.

Так зачем же вообще было рисковать? Чандлер позднее вспоминал, что после Второй мировой войны был силен патриотизм, а поэтому люди проявляли полную готовность помочь США в борьбе с коммунизмом.

«У нас была хорошая команда, никто не жаловался, и это было поразительно, - сказал он. - Мы просто посчитали, что это необходимо сделать, и все согласились».

Стив Эверли в прошлом работал репортером Kansas City Star.

Оригинал публикации: The top-secret Cold War plan to keep soviet hands off Middle Eastern oil

Опубликовано 23/06/2016 10:49

Ссылки по теме:

Эр-Рияд: и нефть, и политика

УНИАН20.04.2016

Эр-Рияд: уничтожить соперников

Le Huffington Post16.02.2016

Иранская нефть после отмены санкций

Jamejam08.02.2016

Иран против Саудовской Аравии

Mehr27.01.2016

Ближний Восток, ЦРУ

Previous post Next post
Up