24 мая 2016
12:09
Атом на разрыв:
украинскую энергетику рвут на части
ёамериканцы и свои же политики
"
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик. Иллюстрация: iamir.info
Украина становится «атомной» жертвой геополитических и внутренних войн. С одной стороны, американцы давят на Киев, чтобы он ускоренно переходил на дорогое ядерное топливо от Westinghouse и уже произошли утечки, как утверждает Forbes. Кроме того, никто не знает, что делать с отработанным топливом, которое американцы отказываются брать на хранение, а с 2018 года такой же вопрос встанет и по российскому отработанному топливу, которое Украина должна будет хранить уже внутри страны. Для этого необходимо хранилище, которое еще и не начинали строить. С другой стороны, нет денег. Атомная энергетика страны скатилась в 90-е, когда все должны всем, а из-за падения спроса и блокады Крыма вся энергосистема Украины требует кардинальной перестройки. В Киеве при этом озабочены куда более приземленными вещами. Уже год как здесь идет борьба за кресло главы «Энергоатома», которая привела к блокированию деятельности украинского энергогиганта. Как результат, сегодня украинские политики кричат о многочисленных авариях на АЭС и пугают новым Чернобылем.
Стенобитное орудие энергобезопасности Европы
Энергетическая безопасность в Европе является войной не только за рынок газа, но и за термоядерные реакторы, в которой российскому «Росатому» противостоит компания Westinghouse, написал в одной из последних передовиц американский Forbes. «Это длительная, изнурительная и чрезвычайно дорогостоящая энергетическая игра, в которой США отчаянно пытаются победить», - пишет журналист Кеннет Рапоза.
Первыми жертвами американской «диверсификации» стали Чехия и Болгария. В первой работает АЭС Темелин, которая состоит из двух реакторов «Росатома». Оператор АЭС CEZ Group заявлял, что российская компания ТВЭЛ является поставщиком ядерного топлива для Темелина-1 и Темелина-2 до 2020 года. Однако, как пишет Forbes, в этом году он подписал соглашение с Westinghouse на разработку топливных сборок, которые подойдут для реакторов Росатома.
«Еще в 90-х американские дипломаты настаивали на сотрудничестве с Westinghouse. В то время предполагалось, что эта передовая в техническом плане компания будет помогать созданным русскими атомным станциям соответствовать западным стандартам, - рассказал Forbes экс-премьер-министр Чехии Иржи Пароубек. - Но все оказалось как раз наоборот. Тепловыделяющие сборки Westinghouse оказались более низкого качества, но дороже, чем российское топливо, из-за чего реакторы Темелина часто отключались».
Тогда CEZ заявила, что топливо Westinghouse дает утечку, а стержни гнутся. После этого CEZ решила удалить из активной зоны все топливо Westinghouse, заменив его топливом ТВЭЛ. А сейчас все вернулось на свои места и лоббируемая американцами компания занимает уже 30% рынка ядерного топлива.
После присоединения Крыма к России и начала действия первых санкций Еврокомиссия опубликовала стратегию энергетической безопасности по диверсификации европейской атомной энергетики с уходом от России. ЕС выдал грант на $ 2,2 млн, чтобы субсидировать диверсификацию поставок ядерного топлива для восточноевропейских АЭС. Понятно, как замечает Forbes, кто его получил. И после сделки с чехами Westinghouse заключила контракт с правительством Болгарии на строительство нового реактора AP1000 на атомной электростанции в Козлодуе. До этого болгарский премьер-министр Бойко Борисов остановил совместный проект болгарской Национальной энергетической компании и Росатома - строительство АЭС с двумя энергоблоками в Белене. Высокопоставленный чиновник не скрывал, что козлодуйский проект был больше политическим. За неисполнение контракта бедные болгары должны были заплатить «Росатому» $ 1,3 млрд. Но дружба с «правильными» американцами оказалась дороже. Во время встречи с членами Американской торговой палаты Борисов сказал: «Мы едины. Мы друзья… Мы останавливаем российские планы, мы также остановили три российских проекта (энергетических). Если мы не ваши партнеры, то кто мы?»
На Украине приходу Westinghouse долго противились. В 2012 году украинская регулирующая организация из сферы атомной энергетики запретила использовать топливные сборки Westinghouse вплоть до окончания расследования. Однако после «майдана» бывший премьер-министр Арсений Яценюк начал консультироваться с Westinghouse о выборе другого регулятора по ядерной безопасности для своего нового правительства. Сама же компания начала поставки ядерного топлива на Южно-Украинскую АЭС. И получилось, как в Чехии. В 2015 году, когда было осуществлено плановое отключение реактора Южно-Украинской АЭС, оказалось, пишет Forbes, что две тепловыделяющие сборки производства Westinghouse дают утечку, хотя компания утверждала, что это «усовершенствованная модификация», вполне подходящая для работающих там реакторов ВВЭР-1000″.
Так или иначе, антироссийская политика по-прежнему остается превыше технических проблем, считает Forbes. Westinghouse в настоящее время планирует поставку пяти партий топлива для Южно-Украинской и Запорожской АЭС, о чем она заявила 28 апреля. Получается, пишет американское издание, новая регулирующая организации завершила свое расследование и пришла к выводу, что топливные сборки Westinghouse не хуже российских. Toshiba, которая и владеет Westinghouse, в своих корпоративных презентациях сообщает о намерении захватить этот рынок.
«Это позволит наказать русских. Это политическая схема, - указывает журналист Кеннет Рапоза и добавляет: теперь всем понятно, что Westinghouse - это не просто брэнд, представляющий американскую энергетику. Это также стенобитный таран, посредством которого Вашингтон продвигает идеи энергетической безопасности. Зачастую очень дорогие и небезопасные для тех, кто ими пользуется».
Как любопытный факт Forbes приводит то, что несмотря на российско-украинское противостояние ТВЭЛ ни разу не отстал от графика поставок ядерного топлива на украинские АЭС, а украинский и весь восточно-европейский рынок - спасительная соломинка для Westinghouse. После аварии на Фукусиме и отказа Германии от атомной энергетики японский владелец Westinghouse Toshiba оказался на грани банкротства. Один пожелавший остаться анонимным источник Forbes сказал, что Westinghouse борется за долю рынка топливных услуг Восточной Европы, потому что «это единственный способ предотвратить надвигающееся банкротство компании». «Ее новое подразделение по строительству реакторов убыточно, а топливное подразделение является единственной дойной коровой. Но оно не развивается, а прибыли становится все меньше и меньше. Мы считаем, что Westinghouse потратила миллионы долларов на то, чтобы включить ядерное топливо в сюжетную линию об энергетической безопасности. А нынешний настрой ЕС против России играет ей на руку».
Сами себе авария
Впрочем, на Украине и без американцев уже научились создавать себе проблемы, которые могут стать головной болью планетарного масштаба. В конце прошлой недели украинские политики и чиновники резко заговорили об аварийности отечественных АЭС.
«Энергоблоки трех атомных станции из четырех действующих за неполные полгода по три раза выходили из строя. А в марте Южноукраинская АЭС вообще остановилась. По сравнению с прошлыми годами, аварийность выросла в 5 раз, - написал на своей странице в Facebook народный депутат Вадим Денисенко.
По его мнению, нынешняя ситуация - классический пример чиновничьего маразма: «Ресурс наращивания производства атомной энергии фактически исчерпан и без угрозы для всех нас выжимать новые киловатты с АЭС невозможно. С другой стороны, надо решать вопрос с финансированием ремонтов блоков».
Следом за парламентарием о кризисе в энергетике заявил и новый глава Минэнерго Игорь Насалик. По его словам, счета НАК «Энергоатома» уже давно заблокированы и ситуация представляет угрозу национальной безопасности Украины. Именно из-за этого участились аварии на АЭС.
«По этой задолженности вели работу СБУ и другие органы, которые признали ее уголовной, но на сегодняшний день исполнительной службой Украины заблокированы все без исключения счета НАЭК „Энергоатом“, и причины этого блокирования мне не понятны. Я считаю, что эта блокировка счетов и невозможность оплачивать комплектующие „Энергоатомом“ создает опасность для нашего государства», - сказал Игорь Насалик на часе правительства в Верховной Раде, добавив, что полчаса назад остановилась Южно-Украинская АЭС.
Экс-глава «Энергоатома» и народный депутат Андрей Деркач при этом заявил, что по воле властей Украина оказалась в кризисе, сравнимом с 90-ми годами. «Действующий министр топлива и энергетики вместе с министром юстиции в течении трех месяцев решают вопрос о разблокировании счетов „Энергоатома“. Три месяца! В сложившихся чрезвычайных условиях есть острая необходимость напрямую обратиться в МАГАТЭ с заявлением о неспособности нынешнего украинского руководства контролировать ядерную энергетику» - заявил Деркач.
«Привезут бочки с отработанным топливом и скинут в Сумской области»
Украинские эксперты подтверждают, что из-за внешних и внутренних причин атомная энергетика страны оказалась в серьезном кризисе. Однако ситуация пока не настолько патовая. Таковой она станет через несколько лет, если Киев продолжит свои внешние и внутренние политические игры.
- К сожалению, в Киеве сегодня не отдают себе отчет в своих действиях и их последствиях, - считает сопредседатель Фонда энергетических стратегийДмитрий Марунич. - И весь шум по поводу аварий на украинских АЭС, скорее всего, не беспокойство о судьбе атомной энергетики страны, а элементарная борьба за власть. Не секрет, что уже год пропрезидентские силы пытаются снять главу «Энергоатома» Юрия Недашковского, который является креатурой экс-премьера Арсения Яценюка. И нынешний кризис с блокированием счетов компании может быть связан как раз с этим. В Украине уже долгое время каждый год принимают закон о запрете банкротства предприятий ТЭК. Однако на этот год президент его почему-то ветировал, дав таким образом возможность небольшой и неизвестной фирме через суд заблокировать счета всего «Энергоатома». Активность, которую проявляют СБУ и прочие органы власти, также можно считать примером интереса к тому, кто будет контролировать одну из крупнейших компаний.
Что касается аварийности, то эксперт призывает не драматизировать ситуацию. «Нет данных по аварийности в прошлые годы, чтобы составить реальную картину, - говорит Дмитрий Марунич. - При этом система безопасности АЭС в Украине сегодня одна из лучших в мире, что подтверждает МАГАТЭ. После Чернобыля Запад выделял значительные средства, которые действительно пошли на модернизацию системы безопасности. А доля того же Westinghouse в Украине сегодня крайне мала. Пока эта компания работает только на Южно-Украинской АЭС, а в этом году заходит на Запорожскую. И проблема состоит в том, что Киев намерен делать дальше».
По мнению эксперта, Киев не обращает внимание на системный кризис, в котором оказалась украинская энергетика, и не предвосхищает те события, которые могут произойти через несколько лет и к которым необходимо готовится уже сейчас.
- Сегодня украинская энергетика вернулась в 90-е годы, когда все должны всем. Общие долги уже составляют 36 млрд. грн. (90 млрд руб.). Однако эту ситуацию пока используют только в личных целях - заблокировали счета «Энергоатома». При этом снижение спроса и потеря Крыма уже привели к тому, что необходимо что-то делать с шестью блоками Запорожской АЭС, которые в нынешней ситуации просто не загружены, но не могут быть просто так закрыты. Нужна перестройка всей энергосистемы системы и колоссальные инвестиции, без которых в Украине начнутся настоящие проблемы. С одной стороны, растет доля топлива Westinghouse. С другой, когда оно будет отработано, его никто не заберет. Более того, по международной конвенции, в 2018 году Россия начнет возвращать отработанное на наших АЭС топливо, и мы должны будем хранить и его у себя. Однако хранилища в Украине нет. Его должны были построить в чернобыльской зоне еще в прошлом году, но найти необходимые $ 300 млн не могут. Сегодня их можно взять, если заложить в тариф, но цены на электроэнергию и так выросли в несколько раз, что может привести к общественным протестам. При этом Россия вряд ли закроет глаза на заигрывания с американцами и согласится ждать. Ведь Украина уже и так саботирует один из контрактов - строительство завода по производству ядерного топлива в Смолино. Официально Киев вроде как не отказывается, но занял позицию страуса, понимая, что будет суд и штрафные санкции. Поэтому я не удивлюсь, если украинские радикал-патриоты окажутся правы, когда говорят, что в 2018 году бочки с отработанным топливом привезут на границу и просто вывалят в Сумской области, а нынешние власти только потом задумаются, что с ними делать. Как бы это не звучало дико, но власти сегодня ведут себя именно так.
Редакция
EADaily по вопросам ТЭК