Аналитика30.03.2016 15:00 Мск
Москву напугали созданием
"среднеазиатского НАТО"?
В заголовках китайской прессы неожиданно замелькали упоминания о создании "среднеазиатского НАТО". Со ссылками на американскую прессу эту информацию опубликовали в том числе и одни из самых массовых китайских СМИ - "Синьлан цзюньши" и "Цанькао сяоси". Последнее отмечало также обеспокоенность созданием альянса со стороны российского экспертного сообщества. При этом государственное информагентство "Синьхуа" и официальная газета ЦК КПК "Жэньминь жибао" хранят по поводу "среднеазиатского НАТО" молчание. Корреспондент
Накануне.RU в Китае попытался разобраться в ситуации.
Как выяснилось, слухи о якобы возникшем альянсе восходят к одной статье, опубликованной на довольно
странном американском сайте о Евразии. В ней, среди прочего, цитируется интервью ведущего эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, данное российским "Известиям". Также фрагменты этого же интервью были опубликованы китайскими изданиями, как свидетельство обеспокоенности наступлением Китая на интересы РФ в Центральной Азии. Статья на американском портале посвящена рабочей поездкеначальника Генштаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковника Фана Фэнхуэя в Душанбе и Кабул, состоявшейся в первой половине марта. В Таджикистане он встретился с президентом Эмомали Рахмоном.
Как сообщила пресс-служба главы таджикского государства, "на встрече состоялся обмен мнениями по военному и военно-техническому сотрудничеству двух стран в сферах подготовки квалифицированных таджикских военных кадров, выполнения ранее достигнутых договоренностей, мы подчеркнули важную роль соседней страны в обеспечении безопасности на границе нашей страны с Афганистаном, совместной борьбы с тремя угрозами - терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом".
Было также подчеркнуто, что в условиях быстро меняющегося мира, других угроз и вызовов Китай и Таджикистан должны быть всесторонне готовыми. Спустя день, когда начальник Генерального штаба НОАК Фан Фэнхуэй прибыл в Кабул и вел переговоры с президентом Афганистана Ашрафом Гани, речь также шла о вопросах безопасности, КНР предложила Афганистану военную помощь в размере 70 млн долларов. Кроме того, пресс-служба афганского президента заявила - начальник Генштаба армии КНР предложил создать антитеррористический альянс с участием Китая, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
Сотрудник пресс-службы президента Афганистана Саид Зафар Хошими сообщил, что Ашраф Гани одобрил инициативу Пекина. В итоге, американская пресса заявила о том, что в Таджикистане не стали упоминать об альянсе из-за боязни испортить отношения с Россией. Более того, в США посчитали, что шаг Китая по объединению антитеррористических усилий с соседями свидетельствует о том, что "дни господства Москвы в Центральной Азии сочтены".
По мнению аналитиков, создавая новый альянс, Китай преследует свои интересы. В КНР обеспокоены ситуацией в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где уже несколько лет действуют вооруженные сепаратисты. Этот автономный округ находится на границе трех государств - Таджикистана, Афганистана и Пакистана. С этой точки зрения необходимости в новом альянсе нет, так как с 2004 года в Шанхайской организации сотрудничества действует региональный антитеррористический центр с офисом в Ташкенте. Нетрудно заметить, однако, что в ШОС Афганистан имеет только статус государства-наблюдателя, а Пакистан присоединился к организации только в прошлом году.
Кроме того, упускается немаловажный момент: Фан Фанхуэй не посетил Исламабад и не договаривался о вступлении в альянс Пакистана. Между тем, в апреле прошлого года ряд стратегических китайско-пакистанских соглашений подписал лично глава КНР Си Цзиньпин. В частности, начато строительство порта Гвадар и железной дороги к нему, что даст выход из Западного Китая к Индийскому океану. Безопасность этого пути становится одним из приоритетов Пекина, поэтому Китай оказывает и масштабную военную помощь Пакистану. Однако на ситуацию в Пакистане оказывает влияние и нестабильность в соседнем Афганистане. В свою очередь, северный Афганистан исторически и культурно связан с Таджикистаном. Именно этим, вероятно и обусловлен состав создаваемого объединения.
Очевидно также, что речь не идет об аналоге НАТО - внешняя политика КНР базируется на принципе неучастия страны в военно-политических блоках. Кроме того, было бы странно, если бы "среднеазиатское НАТО" создавалось начальником Генштаба, а не высшими руководителями страны - председателем КНР или премьером Госсовета. Весьма вероятно, что антитеррористический альянс - лишь вспомогательный проект, прикрывающий интересы Китая в Пакистане. Американские же публикации о "вытеснении РФ" из региона являются информационным вбросом, призванным расколоть взаимодействие Китая и России в Центральной Азии.
- See more at:
http://www.nakanune.ru/articles/111549/#sthash.5rQ88iK2.dpuf