ФРС теряет инициативу
Сергей Мануков
Европейский Центробанк считают чем-то вроде младшего брата ФРС США. Обычно главный банк Европы принимает важные решения, оглядываясь на американского регулятора и подстраиваясь под его политику. Однако сейчас роли, похоже, поменялись. Совет управляющих ЕЦБ, собравшийся в марте на неделю раньше коллег из-за океана, явно поставил их в тупик. Теперь ФРС самой придется принимать решение с оглядкой на Европу.
Совет управляющих Европейского Центробанка собрался в середине этой недели, а Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) собирается на мартовское заседание на следующей неделе - 15 марта. В этот раз главные европейские банкиры во главе с Марио Драги повели себя, на удивление, решительно. Для ускорения развития европейской экономики они понизили главные банковские ставки и расширили программу количественного смягчения.
Глава ФРС Джанет Йелен оказалась перед непростым выбором. Еще какой-то месяц назад, выступая перед Конгрессом, она рассказала конгрессменам о давлении, которое оказывает на американскую экономику глобальная со всеми ее рисками. В последние недели, однако, ситуация на рынках успокоилась. Вереница положительных новостей позволила говорить, что опасности рецессии оказались сильно преувеличены. Это значит, что шансы на продолжение роста базовых ставок, начатого ФРС в декабре прошлого года, высоки. Раньше говорили, что на этот год запланированы три повышения. Сейчас ясно, что их будет меньше. Главный вопрос: когда состоится следующее? Ответа на этот вопрос не знает никто. В том числе, не исключено, и сама Джанет Йелен.
Главные показатели американской экономики выглядят весьма позитивно. В частности, количество появившихся в феврале новых рабочих мест - 242 тыс. значительно превысило ожидания экономистов. Уровень безработицы - 4,9% уже давно не был такими низким. Повысились и расходы потребителей, составляющие более двух третей экономической активности в Америке. Индекс S&P 500 после достижения рекордно низкого уровня за два года 11 февраля прибавил 9,5%, а процентные ставки по десятилетним гособлигациям повысились в четверг на 35 пунктов и достигли 1,9%.
Ситуация в экономике позволяет с оптимизмом смотреть на динамику развития инфляции. В январе она достигла 1,7%. Это самое большой прирост с лета 2014 года. Цель достичь 2% уже не кажется такой трудной, как в прошлом году.
Представители ФРС говорили в прошлом декабре, что политика банка в отношении ставок будет зависеть от инфляции. Тем не менее, несмотря на благоприятные условия шансы на повышение ставок уже на следующей неделе большинство специалистов оценивают близкими к нулю.
Конечно, полностью отвергать возможность роста ставок в марте нельзя, но все же намного вероятнее, что это произойдет позднее. Инвесторы будут ждать от руководителей ФРС указаний, какими будут дальнейшие действия главного банка Америки.
Впрочем, даже намеки в заявлении ФРС по итогам заседания о том, что курс на повышение ставок остается неизменным, должны привести к дальнейшему усилению доллара. Это замедлит развитие обрабатывающей промышленности, окажет негативное воздействие на экспорт и замедлит рост инфляции. Негативным будет воздействие ожиданий повышения базовых ставок и на рынок труда США, состояние которого считается в ФРС одним из главных критериев для принятия решений по ставкам.
Эти и ряд других схожих соображений позволяют сделать вывод о том, что Джанет Йеллен с коллегами будет и дальше проявлять максимальную осторожность в высказываниях. Еще осторожнее, конечно, она будет со ставками.
Источник:
expert.ru.