Украина хочет вести Кавказ в Европу
Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба
15 декабря 2015, 12:15
0
Под конец года в украинском парламенте была создана межфракционная группа по связям с народами Северного Кавказа «Свободный Кавказ», целью которой является «содействие национально-освободительным движениям» этого российского региона.
В нее вошли пять политических клоунов праворадикальной направленности, включая Оксану Корчинскую - жену бывшего лидера ультранационалистической УНА-УНСО Дмитрия Корчинского. Возглавил группу Юрий Шухевич - сын почитаемого на Западной Украине прислужника гитлеровцев, главнокомандующего Украинской повстанческой армией Романа Шухевича.
Таким образом Киев заявил о намерении не только вмешиваться в дела соседнего государства, но и делать это на официальном уровне. Под эти желания подведена и теоретическая база. «Вопрос о независимости Северного Кавказа становится на повестку дня» - так начинается программа межфракционной группы. Далее излагается, как «150 лет назад Российская империя в ходе долгой и жестокой войны захватила Кавказ» и «в ходе войны и последующего царского, советского, ельцинского и путинского правления народы Северного Кавказа лишились своих государственных образований, пережили искусственно вызванный голодомор и массовые репрессии, умышленное разрушение основ своих национальных культур и религий, политические преследования». Перечисляются северокавказские народы: ногайцы, черкесы, чеченцы, ингуши, абхазы, дагестанцы, карачаево-балкарцы и «другие» - которые «были подвергнуты геноциду или этническим чисткам».
При нынешнем президенте России, утверждают авторы программы, «народы Кавказа намеренно ставят перед альтернативой: диктатура Путина и его сатрапов или средневековое мракобесие». «Однако стремление к свободе никогда не покидало народы Кавказа, и они никогда не прекращали борьбу, - уверяют украинские ультранационалисты. - …Россия уйдет с Северного Кавказа так же, как она ушла из Украины, Балтии, Южного Кавказа, Центральной Азии». Сдерживает этот «процесс деколонизации», по их мнению, только одно: «отсутствие альтернативы и помощи демократических сил мира». Их-то и предлагают кавказцам - которые подобной помощи вовсе не ждут - украинские парламентарии, мотивируя вмешательство в дела россиян «многовековыми связями» и соседством. Излишне разъяснять, что все перечисленное, от невиданных тягот северокавказцев до «ухода России с Кавказа», существует лишь в больном воображении укрнаци и их пособников в лице киевской власти.
Среди основных направлений деятельности группы перечислены «поддержание связей с народами Кавказа, организация украинского-кавказского диалога, поддержка демократических институтов на Кавказе, привлечение внимания общественности к нарушению прав человека на Северном Кавказе и помощь жертвам этих нарушений, помощь в развитии гражданского общества у народов Кавказа, работа с диаспорами на Украине и в Европе, предоставление народам Кавказа медийной поддержки и лоббирование их интересов в Европе, признание геноцида черкесов, привлечение внимания к преступлениям советского и постсоветского режимов в ходе подавления национально-освободительной борьбы народов Кавказа, привлечение виновных к международной правовой ответственности».
Типичная программа «правозащитников» 15-, а то и 20-летней давности. Не обошлось, естественно, и без «западных» ушей. «Кавказ - колыбель европейской цивилизации, и на протяжении веков он был связан с Европой, был ее частью, - заключают авторы документа. - Украина должна помочь Северному Кавказу вернуться в Европу. Именно это является нашей главной задачей». Показательно, что, говоря о Европе, украинские радикалы в первую очередь вспоминают, что «народы Северного Кавказа, по крайней мере, та их часть, которая стремится к независимости от России, очень симпатизируют Украине» - речь идет о чеченских и грузинских боевиках, воюющих на стороне Киева. Которому, в свою очередь, неплохо бы самому если не вернуться - в обозримом будущем это вряд ли возможно, - то хотя бы повернуться в сторону европейских гуманистических ценностей.
Картина столь же ясна, сколь и печальна. Проблема украинских парламентариев даже не в том, что ситуация на Северном Кавказе не имеет ничего общего с мрачной картиной, нафантазированной в программе межфракционной группы (к ее автору мы еще вернемся). Основная беда заключается в организационно-идейной импотенции ее авторов и сторонников.
Крайне скептически оценивая перспективы попыток режима Порошенко разыграть северокавказскую карту, российский аналитик Владислав Гулевич напоминает: «Украина никогда не имела высококвалифицированных специалистов по Кавказу и никогда не была авторитетным посредником между Кавказом и Россией». Боевики УНА-УНСО трижды участвовали в боевых действиях на Кавказе, каждый раз - на стороне противников российской федеральной власти и ее геополитических врагов (в грузино-абхазском конфликте - на стороне Грузии, в первой чеченской кампании - на стороне дудаевцев, в грузинской агрессии 2008 года против Южной Осетии - снова на стороне Тбилиси). Однако никакого влияния на исход боевых действий участие укрнаци не оказало. Из Южной Осетии они бежали, в панике побросав свои конспекты по ведению боевых действий. Автор этих строк видела эти убогие трофеи, оставшиеся в уголовном деле против агрессоров.
Нет у Киева и собственных идей по дестабилизации - назовем вещи своими именами - обстановки на Кавказе. Придется не просто пользоваться чужими, то есть западными наработками, а воплощать в жизнь западные установки, которые за последние годы в России хорошо изучили и особой опасности в них не видят. Кроме того, как неоднократно писал тот же Владислав Гулевич, претензии украинских националистов на «помощь» сферическим северокавказцам в вакууме абсурдны еще и потому, что они сами имеют к Кавказу территориальные претензии, заявляя, в частности, что «этнические украинские земли простираются до Туапсе и Геленджика» аж на всю Кубань. Про успехи Киева в госстроительстве на своей территории говорить и вовсе не приходится. «Ничем, кроме Майдана и самостийности (эти слова превратились в синонимы слов "анархия" и "псевдогосударственность"), Украина одарить Кавказ не сможет, - заключает Гулевич. - Но вряд ли это нужно Кавказу».
Нужно это, разумеется, не Кавказу, а, например, стоящему у истоков создания межфракционной группы израильскому раввину Аврому Шмулевичу. Напомним, что именно он несколько лет назад фактически создал на пустом месте - во всяком случае, в медиапространстве - так называемый черкесский вопрос, инициируя признание так называемого геноцида черкесов грузинским парламентом. Правда, больше никто этому примеру не последовал, а сама мертворожденная тема «геноцида» тихо и бесславно умерла в ходе зачисток Северного Кавказа, предпринятых в преддверие сочинской зимней Олимпиады-2014.
Тесные украинско-грузинские связи, в отличие от украинско-северокавказских, действительно существуют. Феерическая история с переброской на Украину бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, развязавшего грузинскую агрессию против Южной Осетии, и десятков его сторонников, занявших высокие государственные посты в украинском «государстве», говорит сама за себя. Киеву стоило бы обратить внимание на последствия, к которым привело правление Саакашвили на его родине. Впрочем, это проблема Украины - достаточно того, что в России об этих последствиях прекрасно известно, и ничего, кроме жалости, подобная украинская политика вызвать не может.
Что касается раввина Шмулевича, то его представления о Кавказе вызывают не меньше недоумения, чем эти бесплодные потуги украинских и грузинских ультранационалистов. «Запад заинтересован в том, чтобы уход России с Кавказа сопровождался не хаосом, а созданием демократических институтов, - заявил он в интервью одному из украинских изданий. - Украина же благодаря своему географическому положению и своим связям с народами Северного Кавказа могла бы играть в этом процессе роль модератора». Придется огорчить израильского раввина, написавшего программу группы «Свободный Кавказ», но Россия вовсе не собирается «уходить с Кавказа». Как раз наоборот, в последние годы авторитет и степень присутствия федерального центра в регионе выросла в разы. Это стало особенно заметно по итогам уже упоминавшейся сочинской Олимпиады, хотя перелом наступил значительно раньше.
Спекуляции «по поводу ужасной ситуации на Северном Кавказе», политической или экономической, неуместные даже десять лет назад, сейчас относятся к какой-то параллельной реальности или, скорее, к Украине и Грузии. Тем более абсурдны разговоры о том, что «Кавказ от России все время отдаляется в ментальном плане» и в регионе якобы «выросло поколение, для которого российская культура и общество абсолютно чужие». Впрочем, абсолютное незнание реальной ситуации - лишнее доказательство того, что планы по раскачке ситуации на Северном Кавказе ждет закономерный крах. Спасибо и на том, что Шмулевич призывает Киев поддерживать «силы, выступающие исключительно за ненасильственные действия», а не «партизанское движение народов Кавказа», которым интересовался украинский интервьюер. Ведь даже теоретизирование в этом направлении может привести к серьезным проблемам у самого теоретика.