США пригрозили России супероружием
Зачем Пентагон модернизирует ядерный арсенал и инвестирует в новые вооружения?
В субботу, 7 ноября, министр обороны США Эштон Картер заявил, что Россия бросает вызов международному порядку, и США намерены противостоять ей с помощью политических, военных и экономических средств.
«В Европе Россия нарушает суверенитет Украины и Грузии и активно запугивает страны Балтии, а в Сирии подливает масла в огонь опасного конфликта, усиливая экстремизм, против которого сама хотела бороться», - сказал глава Пентагона, выступая на военно-политической конференции в мемориальной библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли (штат Калифорния).
Но особую обеспокоенность, по словам Картера, вызывает «бряцание ядерным оружием, которое ставит под сомнение приверженность российского руководства сохранению стратегической стабильности».
«Мы не стремимся к холодной или горячей войне с Россией, и не хотим, чтобы она была нашим врагом», - заверил Картер. Вашингтон по-прежнему намерен сотрудничать с Москвой в тех областях, «где интересы совпадают», но, подчеркнул шеф Пентагона, США будут защищать свои интересы и интересы союзников, в том числе с помощью военных средств.
Для этого, сообщил Эштон Картер, США «модернизируют свой ядерный арсенал» и осуществляют инвестиции в разработку современных систем вооружений, включая новый стратегический бомбардировщик и лазерное оружие. «О некоторых из этих систем я не могу говорить на данном форуме», - добавил министр.
Кроме того, США обдумывают «новые варианты действий», которые могут быть использованы для сдерживания России, и предпринимают шаги по укреплению НАТО. В частности, продолжат оказывать помощь Украине в борьбе с ополченцами из Донецкой и Луганской народных республик.
Накануне, на встрече с военнослужащими на объединённой базе Пёрл-Харбор-Хикам, Эштон Картер заявил и о корректировке военных сил США на территории ЕС. Глава Пентагона объяснил корректировку «не тем курсом», который выбрала Россия. Вновь обвинив Москву в ведении «гибридной войны», министр заявил, что Вашингтон применит «новый вид возможностей» для ответных действий.
Напомним: 28 октября газета The Wall Street Journal сообщила, что НАТО готово увеличить численность контингента на границах с Россией. Альянс, по информации издания, рассматривает возможность размещения в Польше и в каждой из трех стран Балтии по одному батальону численностью 800−1000 человек. А ранее министр обороны Великобритании Майкл Фэллон заявил, что Лондон намерен направить небольшой контингент в страны Балтии.
Что стоит за выступлениями Картера, означают ли они, что Америка начинает новую гонку вооружений?
- Цель США, с одной стороны, втянуть Россию в свою игру, с другой - не дать ей поднять статус на международной арене, - отмечает замдиректора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. - Причем, сдерживание Москвы ведется путем давления Вашингтона на своих союзников. Эта тактика хорошо просматривается на примере Сирии. Америка согласилась с включением России в сирийский конфликт, урегулировала этот вопрос на самом высоком уровне, и в то же время продолжает обвинять Москву в том, что она действует в Сирии не так, и бомбит не тех. Хотя кого бомбить, какие цели американцы считают приоритетными - нам не сообщают.
По сути, стремление США сотрудничать с Россией ограничивается уровнем деклараций. Едва доходит до реального сотрудничества, возникают противоречия, поскольку мы не хотим играть по американским правилам.
Кроме того, среди американских политиков и экспертов становится все больше приверженцев жесткой антироссийской риторики. Их много, например, в Атлантическом совете США. Они считают Россию серьезным геополитическим соперником, и Эштон Картер - из их числа. Но его нынешняя активность, на мой взгляд, объясняется просто: планы трансформации и перевооружения американской армии вынашивались давно, но именно сейчас настал благоприятный момент для воплощения их в жизнь.
- В чем конкретно этот момент заключается?
- В отношениях США и России закончилась стратегическая пауза. За короткий промежуток времени Москва восстановила боеспособность своих Вооруженных сил, причем сделала это у всех на виду. Для многих наблюдателей на Западе, прежде всего в США, это оказалось крайне неприятным сюрпризом.
Именно поэтому сейчас мы наблюдаем активизацию американских военных программ, которые, на деле, закладывались очень давно. Например, планов по модернизации ядерного оружия. Прежде они маскировались под модернизацию американских ядерных арсеналов - как тактических, так и стратегических. Сейчас - уже не маскируются. В частности, речь идет о размещении в Европе принципиально новых ядерных бомб B61. Ноу-хау заключается в том, что это уже не бомба свободного падения, а маневрирующая бомба.
Плюс к тому, вопрос сдерживания России остается одним из приоритетных для Европейского командования США. Сейчас в Вашингтоне активно обсуждается идея повышения статуса этого командования - если не до уровня времен Холодной войны, то до близкого уровня.
Если это произойдет, Европейское командование США встанет в один ряд с американским Объединенным центральным командованием и Тихоокеанским командованием, и сможет претендовать на изрядный кусок американского военного бюджетного пирога.
- Что это означает для России?
- Ничего хорошего в такой перспективе нет. Мы, действительно, ввязываемся в холодную войну нового типа. Фактически, она уже идет - поскольку политика сдерживания России проводится американцами открыто.
У США имеются передовые военные разработки, которые пока существуют на уровне лабораторных исследований и отдельных опытных экземпляров. Говоря в целом, речь идет об оружии, построенном на новых принципах: лазерах, электромагнитной дальнобойной артиллерии. Кроме того, американцы тратят много усилий на интеграцию отдельных систем управления на поле боя в единую систему.
Нам, на мой взгляд, следует отвечать на действия США, руководствуясь принципом разумной достаточности. Развивать российские Вооруженные силы, но при этом не повторить ошибки СССР, который тратил слишком большие средства на оборону в ущерб не менее важным статьям расходов национального бюджета.
- Угроза в Европе возникла не из-за России, а потому, что США и их союзники нарушили свои обязательства, и начали продвигать НАТО на Восток, - напоминает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. - Сначала они втягивали в зону своего военно-политического влияния государства Восточной Европы, а потом и государства постсоветского пространства, чем нарушали баланс сил в регионе не в пользу России. А теперь Запад начал продвигать на Восток и военную инфраструктуру НАТО.
Причем, пока Россия отступала и сдавала позиции, о каких-либо угрозах с нашей стороны речи не было. Мы начали отстаивать интересы в области безопасности, потому что дело зашло настолько далеко, что США сочли возможным фактически вторгнуться на Украину. И тут же оказалось, что мы создали угрозу в Европе.
Картер, я считаю, передергивает факты. Он ни слова не говорит, что самый лучший способ для США ликвидировать угрозы со стороны России в Европе - это прекратить продвижение НАТО на Восток, и потребовать у прибалтийских сателлитов Америки, чтобы они прекратили нарушать права русскоязычного населения. Но, очевидно, достижение реальной разрядки в Европе в планы Вашингтона не входит.
- Насколько опасна для нас модернизация вооруженных сил США?
- Я не вижу в этой модернизации ничего страшного. Дело в том, что США безбожно отстали от России в области стратегических наступательных вооружений. Скажем, их межконтинентальная баллистическая ракета наземного базирования LGM-30 Minuteman - это прошлый век вооружений. Правда, у американцев есть очень неплохая трехступенчатая баллистическая ракета UGM-133A Trident II, предназначенная для запуска с атомных подводных лодок. Но какой-то новой угрозы для нас она не представляет.
Стратегические бомбардировщики США, на мой взгляд, тоже хуже российских. Как показала практика, «навороченный» стратегический бомбардировщик-невидимка Northrop B-2 Spirit не оправдал надежд американских военных, и оказался довольно легкой целью. Гораздо лучше выглядят сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1 Lancer, но и он уступает российскому Ту-160 по всем параметрам.
Что же касается заявлений о разработках США в области лазерного оружия - это своего рода продолжение программы Стратегическая оборонная инициатива (Strategic Defense Initiative), которой США успешно пугали Советский Союз. Программа, напомню, предполагала завоевание господства США в космосе и создание противоракетного «щита» для надежного прикрытия всей территории Северной Америки посредством ударных космических вооружений. Время показало, что СОИ была, по сути, технологией обмана - реализовать ее при нынешнем научно-техническом уровне невозможно. Думаю, пройдет минимум столетие, прежде чем научатся делать эффективное оружие на основе направленной энергии.
На мой взгляд, бояться США особо не стоит. Нам следует выполнять нашу государственную программу вооружений, и развертывать передовые системы - баллистические ракеты «Булава-30» для подводных лодок, межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс», а также оснащать их гиперзвуковыми маневрирующими ядерными боеголовками.
Не стоит опасаться и серьезного увеличения американского присутствия в Европе. Этот шаг требует создания инфраструктуры стоимостью в миллиарды долларов, а экономика США находится не в лучшем состоянии. Тем более, у американцев сейчас будут нарастать проблемы и с Китаем, и на Ближнем Востоке. Это значит, у Вашингтона банально не хватит ресурсов, чтобы сделать упор еще и на европейском направлении…