Зинин: Радикальный исламизм
из Сирии добрался до Израиля
Израиль и Палестину уже третью неделю лихорадит от терактов и столкновений, которые привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Связана ли это вспышка насилия с нестабильностью в соседней Сирии или она носит исключительно внутренний характер?
Премьер Болгарии: Договоры с американцами стыдно подписывать и читать!Столкновения между израильтянами и палестинцами идут с начала октября. Важную роль, как обычно, играет радикальное движение ХАМАС, жестко противостоящее Израилю в вопросах политики и идеологии. К настоящему моменту произошло два десятка инцидентов, в которых погибли 32 палестинца (включая как минимум 10 боевиков) и 8 израильтян. Пострадали с каждой стороны, соответственно, около 2 тыс. и более 80 человек. Основной горячей точкой является Иерусалим, где евреи и арабы живут бок о бок. Пришлось даже созывать экстренное заседание Совета Безопасности ООН, однако каких-либо подвижек оно не принесло.
Федеральное агентство новостей попросило прокомментировать ситуацию востоковеда, ведущего научного сотрудника Центра партнерства цивилизаций МГИМО Юрия Зинина.
- Юрий Николаевич, связан ли как-то нынешний всплеск палестино-израильского конфликта с событиями в Сирии или он обусловлен внутренними проблемами?
- Подобные вспышки возникали и возникают обычно сразу по нескольким причинам, которые трансформируются в накопившееся недовольство палестинцев и их желание как-то решить проблему, нередко - радикальным образом. Пока на протяжении десятилетий буксуют переговоры с Израилем, вырастают новые поколения, молодежь в арабском мире составляет сейчас, согласно демографическим данным, порядка 60%. Именно они часто и становятся участниками таких вспышек насилия. Есть мнение, что это вызов нового поколения старым палестинским руководителям, которые ведут переговоры и ничего не могут добиться.
Связан ли нынешний всплеск непосредственно с войной в Сирии? Я бы ответил следующим образом. «Арабская весна», которая началась четыре года назад, к настоящему моменту привела к свержению ряда режимов, она напрямую коснулась Сирии, где возник внутренний кризис и серьезный вооруженный конфликт. А палестинская тема ушла в тень, хотя всегда была в фокусе внимания арабских стран, которые в той или иной мере поддерживали палестинцев. И это палестинцев, скажем так, еще больше ожесточило, поскольку внешняя поддержка, помощь стала меньше проявляться. Это раз. Второй момент - известно, что эти выступления «оседлали» исламисты, которые на волне «арабской весны» подняли голову во многих странах. Конечно, их влияние и на палестинскую молодежь расширилось. Тут же все рядом. Во-первых, есть социальные сети. Во-вторых, передвижение людей там практически свободно. Все эти факторы тесно переплелись между собой.
- Уточняющий вопрос. Вы говорите о радикальном исламизме. Палестинский ХАМАС исторически связан с «Братьями-мусульманами», а «Братья-мусульмане», насколько известно, составляют ядро так называемой Сирийской свободной армии, которая на Западе считается умеренной оппозицией. Свидетельствует ли это о том, что, вся эта умеренная оппозиция - такие же радикальные исламисты, как и «Исламское государство»?
- Да, ХАМАС, по сути, филиал «Братьев-мусульман». Сирийское правительство всегда с опаской относилось к «Братьям-мусульманам», которые уже давно используют разные формы насилия. А официальные власти на это жестко отвечали. Когда возник кризис в Сирии, власти напрямую указывали, что за этими якобы мирными оппозиционными выступлениями стоят «Братья-мусульмане», которые были в свое время (в 80-х годах. - Прим. ФАН) разгромлены и ушли в тень, но продолжали таить свою ненависть и злобу на власть. И как только что-то стало расшатываться, они сразу вышли на первый план. А Запад хочет найти опору среди «Братьев-мусульман», сделать их проводниками своей политики. Отсюда и разговоры об их «умеренности».
- Если вернуться к Израилю, как вы считаете, он все-таки ограничится внутренней борьбой с ХАМАС или может ее распространить и на другие радикальные группировки, в том числе на территории Сирии?
- Сейчас трудно сказать. Израильтяне, конечно, стремятся в первую очередь навести порядок в своей стране. Биньямин Нетаньяху жестко подходит к этому вопросу и хочет сейчас сбить накал. Мне кажется, они пока будут заниматься внутренними делами. Но факт остается фактом: рост радикального исламизма в соседних странах, конечно, не на руку Израиля, потому что это своего рода толчок для остальных мусульман, поскольку у всех исламистов всегда очень сильная антиизраильская тональность в пропаганде, риторике и всем остальном. Тем более если речь идет об Иерусалиме, где находятся и арабские святыни. И здесь надо искать какие-то точки соприкосновения, чтобы успокоить людей.
Андрей Величко
http://riafan.ru/442747-zinin-radikalnyiy-islamizm-iz-sirii-dobralsya-do-izrailya/