Порошенко ввязался в войну за Закарпатье

Aug 19, 2015 17:35



Сегодня, 08:46Порошенко ввязался в войну за Закарпатье

[Spoiler (click to open)]




Мукачево вновь может стать горячей точкой на карте Украины. Петр Порошенко взялся за усмирение местной элиты, дабы зачистить регион и подмять под себя принадлежащие противникам контрабандные потоки. Вся эта история в целом гораздо сложнее, чем противостояние властей и «Правого сектора», к которому ее пытались свести. Причем верховным арбитром выступает посол США.

В закарпатском Мукачево назревает вторая серия боевика с участием головорезов из «Правого сектора», коррумпированных милиционеров и мотивированных депутатов. В отличие от первой части, увлекательная и местами смертельная битва, окутанная дымом контрабандных сигарет, переместилась с городских улиц в прокурорские кабинеты и на страницы интернет-изданий, где противники продолжают поливать друг друга компроматом. Впрочем, одно остается неизменным: в роли шерифа, к мудрости и всемогуществу которого апеллируют все враждующие стороны, по-прежнему выступает американский посол Джеффри Пайетт.

Письма нежные

Именно Пайетту, а также Игорю Мосийчуку, бывшему пресс-секретарю скандального батальона «Азов», а ныне парламентарию и члену следственной комиссии Верховной рады по расследованию событий 11 июля 2015 года в Мукачево, адресовали на днях свое открытое письмо анонимные сотрудники управления уголовного розыска УМВД Украины в Закарпатской области. Суть их претензий сводится к тому, что областные и городские руководители милиции требуют от своих подчиненных фальсифицировать материалы, касающиеся инцидента в Мукачево. Цель - компрометация «Правого сектора» и сокрытие данных, свидетельствующих о совместных действиях правоохранителей и криминальных элементов во время нашумевших событий.

Если вкратце, милицейское начальство, заранее проинформированное как о готовящемся визите «правосеков» в Мукачево, так и о том, какими маршрутами и с каким вооружением те собираются прибыть в неофициальную столицу Закарпатья, сознательно позволило боевикам Яроша устроить бойню прямо средь бела дня, зафиксировав происходящее с помощью спецтехники. Лишь после этого был отдан приказ о захвате бойцов ПС, вылившийся в погоню со стрельбой и взрывами, захват заложника и многодневные поиски преступников по непролазным лесным чащам.

При этом авторы письма особо обратили внимание адресатов на то, что часть оперативных видеоматериалов, запечатлевших момент нападения боевиков на охранника спорткомплекса «Антарес» и последующее уничтожение ими из пулемета и гранатометов милицейских машин, не менее оперативно, совершенно незаконно и не без помощи теперь уже бывшего главы областного УМВД Сергея Шаранича попала в руки народному депутату Мустафе Найему, выложившему их в интернет. Фрагменты оперативной съемки, на которых видно, как в тот субботний день вооруженные члены местной ОПГ (к лидеру которой и приехали «правосеки») беспрепятственно въезжали и выезжали из «Антареса», местное милицейское начальство приказало своим подчиненным уничтожить под угрозой увольнения.

Свое нежелание делиться наболевшим с другими членами парламентской ВСК (уроженцами Закарпатья Валерием Пацканом и Валерием Лунченко) неизвестные разоблачители объясняют тем, что первый фигурант является «кумом, дружбаном и бизнес-партнером» начальника Мукачевского горотдела милиции Виталия Шимоняка, а второй - кумом и лучшим другом депутата Хустовского горсовета, по совместительству ранее судимого руководителя тамошней ОПГ Владимира Шимони по кличке Ник. Не испытывают они доверия ни к новому главе областной милиции Сергею Князеву, ни к заместителю министра внутренних дел Василию Паскалу, которые требуют от них фальсифицировать уголовные дела против активистов «Правого сектора», не желая разбираться с коррупцией и изменой в собственных рядах.

Важно отметить, что безымянные борцы за чистоту милицейских погон оказались людьми не только принципиальными, но и необыкновенно везучими. Благодаря счастливому стечению обстоятельств их воззвание, размещенное на каком-то завалящем интернет-ресурсе, тут же попалось на глаза народному депутату Виктору Балоге, главе могучего закарпатского клана и одному из фактических хозяев региона. И надо ж такому случиться, что Балога имел к мукачевскому «субботнику» самое непосредственное отношение. Будучи человеком не менее принципиальным, чем авторы письма, он немедленно обратился к генпрокурору Шокину с просьбой уделить самое пристальное внимание изложенным в сообщении фактам.

Игры на «контрабасе»

Чтобы понять, откуда и в какую сторону у этой эпопеи растут ноги, необходима небольшая предыстория. Очень давно, еще в 90-е годы, бывший товаровед и начинающий предприниматель Виктор Балога начинал свою бизнес-деятельность в родном Мукачевском районе под «крышей» очень «авторитетного» земляка Михаила Ланьо, известного в определенных кругах по кличке Блюк. Он курировал на подконтрольной ему территории контрабанду табачных изделий и алкоголя, а также производство и транзит наркотических средств.

Впоследствии, когда ушедший в большую политику Балога заматерел, последовательно сменив при Ющенко кресла губернатора Закарпатской области, министра по чрезвычайным ситуациям и главы президентского секретариата, их пути-дорожки разошлись, а отношения заметно охладели. Но во времена президентства Януковича люди из окружения старшего сына главы государства «убедили» Виктора Балогу уступить львиную долю канала по доставке в сопредельные европейские страны сигаретного «контрабаса». В причастности к этому Балога небеспочвенно заподозрил своего прежнего босса Ланьо, имевшего с Януковичем-старшим общих знакомых из криминального мира и нашедшего приют в парламентской фракции Партии регионов.

Разобраться с обидчиком сразу после февральского переворота у Балоги не получилось. Во-первых, не было возможностей - ввиду природной осторожности он старался не лезть в первые ряды майданных вождей. Во-вторых, сам Ланьо, быстро покинувший ряды потерявших власть регионалов, нашел себе безопасный аэродром в окружении близкого к Порошенко видного волынского бизнесмена Игоря Еремеева. В итоге пришлось терпеть до середины нынешнего лета - к этому времени Балога прикормил местных активистов «Правого сектора», уже набивших руку на оказании услуг соответствующего профиля.

Старшим «переговорной группы» оказался Роман Стойка, командир запасного батальона ПС, бывший милиционер, контрабандист со стажем (как-то он был сбит при попытке пересечь границу на дельтаплане) и сын экс-начальника отдела собственной безопасности Закарпатского областного отделения СБУ Василия Стойки. Последний фактор, по всей видимости, стал решающим при выборе командира - за последние полтора года «Правый сектор» привык полагаться на поддержку и защиту украинской Службы безопасности.

Вот тут-то и таился главный просчет, поскольку на тот момент СБУ уже почти месяц возглавлял не большой друг Яроша Валентин Наливайченко, а «человек Порошенко» Василий Грицак. Вероятнее всего, именно из его ведомства утечка о предстоящей «спецоперации» ушла в президентскую администрацию, где, надо полагать, пришли в восторг от перспективы раз и навсегда разобраться с порядком надоевшим «Правым сектором». Ради такого дела пришлось даже найти общий язык с Арсеном Аваковым, освободить из-под которого должность главы МВД в пользу своей креатуры является для Порошенко давней целью. Не стал ломаться и Аваков: помимо застарелой нелюбви к соратникам Яроша (еще со времен ликвидации Сашка Билого), он нашел и иные привлекательные мотивы для такого сиюминутного союза.

В результате слаженных действий двух остро конкурирующих ведомств (СБУ и МВД) посланцев Балоги аккуратно сопроводили от их базы до самого Мукачево через все посты ГАИ, ни на одном из которых патрульных не заинтересовали полные вооруженных людей джипы, в кузове одного из которых красовался крупнокалиберный станковый пулемет. «Я считаю, что это была акция, заранее спланированная теми, кто находится на Банковой (улица в центре Киева, где расположена администрация президента). Было предусмотрено создать в Закарпатье ситуацию, которая дала бы возможность ввести войска, показать, кто есть кто. Ребят спровоцировали на бойню, потому что, когда ребята ехали, ни одного сотрудника милиции не было и никто не останавливал, хотя знали о ситуации. Было понятно, что бандиты при появлении бойцов ПС спровоцируют ситуацию, а потом откроют огонь на поражение», - позже расскажет журналистам Стойка-старший.

Стойка-сын, которому депутат Ланьо «забил стрелку» в принадлежащем ему спорткомплексе «Антарес», уже после провала «переговоров» рассказал, что главной их темой должно было стать перераспределение сфер в контрабандном бизнесе. «Ланьо (Блюк) начал мне рассказывать свою политику, что здесь его территория, здесь его земля, контрабандный бизнес весь его и они с Шараничем (начальником областного УМВД) нас сюда не допустят», - сообщил комбат ПС. Подтвердил эту версию и член парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Найем (тот самый, в чьи руки чудесным образом попало служебное видео): «Основной продукт нелегального экспорта - сигареты. Возят самые дешевые в Германию и Италию. Прибыльность зашкаливает. К примеру, фура сигарет, выехавшая с Украины и доехавшая до Италии, приносит 470 тыс. евро. Это чистыми, т. е. за вычетом взяток на всех таможнях. В неделю через «зеленку» выезжает от трех до пяти фур. По информации местных жителей, к контрабанде сигарет в области причастны все стороны сегодняшнего конфликта. Одни занимались организацией, другие снимали дань за «крышу», третьи обеспечивали «крышу». Причиной вооруженного противостояния стало банальное нежелание одной из сторон платить дань».

По рассказам немногочисленных очевидцев, охранник спорткомплекса, задачей которого было спровоцировать «гостей» на агрессию, нечаянно перевыполнил план, опознав одного из визитеров. За что и получил пулю в голову. Михаил Ланьо, в свою очередь, упорно настаивал на том, что представители «Правого сектора» навестили его исключительно с предложением предоставить места в санатории для их «побратимов», а перестрелка случилась по причине неадекватности одного из просителей, чья психика потеряла устойчивость после контузии.

То, что было потом, больше напоминало не типичное милицейское «спецмероприятие», а ключевую сцену из фильма про гангстерскую жизнь. Возможно, такое впечатление возникло по причине того, что рядом со спецназовцами Авакова неотлучно маячили люди в спортивных костюмах и с охотничьими ружьями. Поначалу пресс-служба МВД пыталась выдать их за сотрудников правоохранительных органов, которые прибыли на вызов прямо с тренировки, не успев переодеться (так сказать, с турника на бал). Но практически сразу многих из «спортсменов» удалось идентифицировать как активных участников местных преступных группировок, дружественных Ланьо-Блюку, после чего руководство силовиков ушло в глухую «несознанку».

Однако зрелище удалось. Тут тебе и подожженные «правосеками» милицейские авто (а также АЗС и пост ГАИ), и широкое применение подручного вооружения (вплоть до гранатометов), и использование в качестве «живого щита» 12-летнего школьника, и увлекательнейшая погоня, в финале которой боевики, потеряв несколько человек убитыми, ранеными и задержанными, укрылись в непроходимых лесах. Дальше - больше: барражирующие над лесом боевые вертолеты, потянувшиеся в сторону Закарпатья колонны с военными и техникой, срочный прилет Яроша для спасения забаррикадировавшихся на базе подчиненных и грозное президентское обещание приравнять участников незаконных вооруженных формирований к террористам.

Одним словом, наличествовал весь необходимый информационный аперитив, призванный подготовить украинское общество к правильному восприятию ликвидации вчерашних «героев Майдана», предавших его светлые идеалы. На такой высокой ноте в Мукачево вдруг прибыл посол США на Украине Джеффри Пайетт, у которого имелось собственное мнение по поводу дальнейшей судьбы «Правого сектора» и затеянной им заварушки (не говоря уже о необходимости успокаивать европейских партнеров, ошалевших от того, что творится на Украине в 60 км от границы с ЕС).

Принуждение к миру

По завершении инспекции американский дипломат сообщил представителям прессы, что «феномен «Правого сектора» был преувеличен российской пропагандой», а события, произошедшие в Мукачево, «лучше понимать как криминальную деятельность групп и банд, которые использовали политический символ ПС». Также Пайетт заявил, что США поддерживают позицию украинского руководства относительно того, что применение силы должно быть исключительно в компетенции государства. После этого конфликт в Мукачево резко пошел на убыль. Осада базы была снята, и боевики (за исключением нескольких задержанных по горячим следам) от греха подальше отправились в Донбасс. «Правый сектор» для сохранения лица объявил бессрочные (но довольно быстро закруглившиеся по причине малолюдности) акции протеста, потребовал от МВД беспристрастного расследования. На этом горячая фаза закончилась.

Что касается последовавших кадровых решений, то своих постов лишились глава региона Василий Губаль, простодушно ляпнувший в телеэфире, что такая рутинная для Закарпатья процедура, как перераспределение контрабандных потоков, должна осуществляться законным образом, и начальник областной милиции Сергей Шаранич. Но если близкого Балоге губернатора Губаля отправили в отставку, то милиционер Шаранич убыл в Киев - первым замом начальника департамента уголовного розыска МВД Украины. Это косвенно свидетельствовало об успешности выполнения задач, поставленных перед ним вышестоящим руководством.

О многом говорило и довольное лицо министра внутренних дел во время награждения ведомственными наградами и именным оружием бойцов спецподразделения УМВД в Закарпатской области, раненных в перестрелке с боевиками ПС. В отличие от депутата Балоги и президента Порошенко, у которых по итогам мукачевской возни сорвались важные планы, министр Аваков имел все основания излучать оптимизм. По просочившимся слухам, Михаил Ланьо, в самый разгар скандала срочно убывший вместе с семьей на отдых в Италию, благополучно вернулся на родину, после того как дал согласие уступить главному украинскому милиционеру часть своего контрабандного бизнеса. И теперь народный депутат Блюк дышит свободно и легко, даже несмотря на обнаруженную в окрестностях Мукачево лабораторию по изготовлению синтетических наркотиков, замаскированную под пельменный цех. Следы от лаборатории, по оперативным данным сотрудников СБУ, ведут к группировке Ланьо, всесторонне выдающегося члена парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

Идет охота

Переведенный из Луганской области в Закарпатье губернатором Геннадий Москаль с ходу развил бурную деятельность. В эфире принадлежащего Порошенко «5 канала» он заявил, что в регионе «80% сторонников «Правого сектора» имеют по три-четыре судимости». Затем объявил Львовскую табачную фабрику главным поставщиком сигарет для нелегальных поставок за кордон. Приказал раздавать контрабандистам на блокпостах повестки в армию. И даже поставил себе в заслугу возникшие на украино-венгерской границе многочасовые очереди, демонстрирующие, как он полагает, достижения в деле борьбы с контрабандой (дескать, проверки идут более тщательно).

Между тем, как считает политический обозреватель Степан Сикора, контрабанду невозможно пресечь в одном отдельно взятом регионе, потому что все контролируется из Киева: «Именно туда идут все денежные потоки, а оттуда - назначение нужных людей на нужные должности». К слову, близкий к балогинскому недругу Ланьо начальник Закарпатской таможни Роман Крутяк сохранил за собой должность и. о. начальника Закарпатской таможни и после мукачевских событий. Остался на своем месте и закарпатский прокурор Владимир Янко. По мнению эксперта Сикоры, губернатор Москаль на самом деле прислан в Закарпатье для того, чтобы перед местными выборами окончательно «зачистить» область от людей и влияния Виктора Балоги, своим заигрыванием с «Правым сектором» окончательно настроившего Порошенко против себя.

Надо полагать, Балога, преуспевший в этом глубоко криминализированном приграничном краю, ощущает нависшую над ним угрозу. Его последовательно обкладывают со всех сторон, лишая финансовых, силовых и политических рычагов влияния. К примеру, редкий реальный успех украинских спецслужб в борьбе с контрабандой в виде обнаружения двух грузовиков с контрафактными сигаретами увязывают с тем, что груз готовился для перевозки за границу людьми из окружения опального депутата.

На сегодня Виктор Балога уже не может рассчитывать и на штыки «Правого сектора», чьи боевики по его приказу «нагибали» местных депутатов. В связи с перестрелкой в Мукачево Закарпатской областной прокуратурой начато расследование по факту создания преступной организации и террористического акта, а МВД объявило в розыск предводителя закарпатских «правосеков» Романа Стойку. В начале этого месяца, во время неудачной попытки штурма донецкой Старогнатовки, был убит подельник Стойки с позывным Бизон. С другой стороны, нет худа без добра: обострение ситуации в зоне АТО станет для пока что уцелевших закарпатских «правосеков» мощным стимулом вернуться домой. Ведь воевать с родными милиционерами не так опасно для жизни и здоровья.

Вся эта история с письмом внезапно уставших жить во лжи милиционеров (опубликованным, кстати, накануне приезда в Мукачево парламентской следственной комиссии) выглядит попыткой вновь раздуть информационный шум вокруг дела, которое многие из членов комиссии (особенно из пропрезидентской фракции БПП) уже готовы засунуть под сукно. Возможно, на такую активность Балогу подвигла недавняя смерть бизнесмена-депутата Еремеева, обезглавившая группу «Воля народа», в которую входит Михаил Ланьо. А может, ему удалось найти союзников в борьбе с Порошенко - не случайно информацию о письме милиционеров и обращении Балоги по этому поводу в Генпрокуратуру первыми начали распространять СМИ, входящие в медиахолдинг днепропетровского олигарха Игоря Коломойского.

Примечательно, что милицейское письмо было адресовано не столько американскому послу (это скорее обязательная на нынешней Украине формальность), сколько Игорю Мосийчуку, народному депутату от Радикальной партии Ляшко, после длительного противостояния с Коломойским перешедшей под его опеку и открыто поддерживающей сейчас «Правый сектор». А буквально за несколько дней до обнародования крика души закарпатских правоохранителей депутат Мосийчук выразил сомнение в объективности окончательного отчета комиссии, заявив об этом на пресс-конференции в УНИАН, принадлежащем все тому же Коломойскому.

Что же касается посла Джеффри Пайетта, то ему можно уже сейчас планировать повторную «усмирительную экспедицию» в Закарпатье. Так, на всякий случай. Да и не только туда, благо усилиями его киевских подопечных подобная «челночная география» обещает в скором времени распространиться по всей стране.




Previous post Next post
Up