Вот такой текст написал г-н Холмогоров:
Егор, ядерные ракеты или фуа-гра?
«Единственный известный мне случай реального применения ядерного оружия - это применение его людьми, откормленными фуагрой и стейками. Напротив, людям раз в неделю видевшим докторскую колбасу, ядерные ракеты не помогли защитить ни себя, ни свое государство. Отсюда резонно будет заключить, что банка с фуагрой является частью блока управления ядерной ракеты. Возможно существуют технологии замены этой детали на какие-то другие. Некоторые технологии я даже, бывалоча, рекомендовал. Но что касается существующих на сегодняшний день технологий, то можно утверждать определенно - без фуагры ядерные ракеты могут быть изготовлены, но не могут взлететь.» И моя на этот текст реакция:
Ну вот и всё. Был когда-то хороший умный русский человек Егор Холмогоров. Да весь вышел. Очень жаль. О чем по сути идёт речь у г-на Холмогорова? Фуа-гра - символ статусного потребления. «Ядерные ракеты», для нас, символ современных «крепостных стен», защищающих народ и государство от «нашествия иноплеменных». Навязываемый Холмогоровым вывод: там где нет супер-потребления, нет и стимула к защите Родины. Средства, затраченные на обеспечение такой защиты - затрачены впустую. «Ракеты не летают». Ценность статусного, гедонистического потребления, таким образом, возводится им на высшую ступень в иерархии ценностей.
Каково было отношение к потреблению в русской культуре? Русский православный человек испокон веков просил Господа: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Хлеба насущного просил, а не фуа-гры, или севрюжины с хреном.
Нет, в массе своей русские люди, конечно же, аскетами не были. Любили и вкусно поесть, если была возможность, и красивые вещи любили. Могли гульнуть при случае на широкую ногу так, как и не снилось поедателям «фуа-гры». Но и все выпадавшие им трудности и лишения несли стоически, не плачась о недопотреблённой жрачке. А уж ставить необходимость защиты своей земли в зависимость от возможности вкусно поесть, им и в страшном сне в голову не могло прийти. Мечту на жрачку тоже не принято было разменивать.
Не была никогда «фуа-гра» или «севрюжина с хреном» ценностью в русской иерархии ценностей. Напротив, накопительство, потребительство, «ядение мира» резко высмеивалось нашими предками. На всех уровнях культуры высмеивалось и отвергалось - и в скоморошьих припевках, и в русской сатирической сказке, и в духовных рассказах, и в русской классике.
«Фуа-гра» как высшая ценность - это либертарианская мулька. Статусное потребление для быдла как фетиш. Вот что такое та социальная технология, о которой идёт у него речь.
Есть и еще один слой лжи в этом коротком, но на удивление многослойном тексте. Русским, которые якобы не сумели защитить ни себя, ни своё государство противопоставляются американцы, бомбившие Херосиму и Нагасаки. Холмогоров намеренно смешивает разные эпохи - 45-й и 91-й, делая вид, что не замечает, что сказал двусмысленность и гадость. Отсюда всего один шаг до вывода о решающей роли в победе над фашизмом американцев - ведь разве могли самую страшную войну выиграть эти русские, знавшие голод, нужду, лишения, да еще и находившиеся под гнётом тоталитаризма? Как могут выигрывать войны не откормленные фуагрой и стейками люди?
О разной мелкой лжи, типа того, что американцы образца 45-го года в массе своей фуагру и стейки регулярно не потребляли, я молчу. Там всего за 10 лет до этого были голодные марши на Вашингтон.
О том, что бомбардировка японских городов к защите США никакого отношения не имела, а была актом шантажа, как в отношении японцев, так и, в первую очередь, в отношении нас, тоже как-то неловко напоминать. О том, что наши бомбы и ракеты были ответом на этот шантаж, и выбора - что вперёд, накормить до сыта голодную разрушенную страну, или создавать ракеты - просто не было, тоже человеку, знающему историю, говорить неудобно.
Ну а то, что произошло в 91-м, не имело непосредственного отношения ни к ракетам, ни к фуагре. Просто сгнил к этому времени идеологический фундамент, на котором был построен СССР, вот он и рухнул. То есть речь опять о системе ценностей.