И сама тема и дискуссия вокруг эмблемы НДП показались мне интересными и отнюдь не техническими - ведь символы играют в нашей жизни весьма важную роль, даже если мы об этом не задумываемся. Старая мысль о том, что как лодку назовешь, так она и поплывет, верна и в отношении символики нарождающейся партии.
Итак, сокола развернули в «геральдическую» сторону, потому что «так надо». Потому что «…по правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника».
Раз эстетическое чувство очень многих людей, требующих повернуть сокола «как было», вступают в противоречие с этим правилом, давайте попробуем с ним разобраться.
1. Сначала о правилах и запретах в геральдике. Сошлюсь на весьма интересный материал геральдиста Сергея Панасенко о заблуждениях и курьёзах в геральдике и приведу обширную цитату из него:
…Теперь о геральдике. Законов о геральдике, точнее о составлении гербов не так уж и много. Например, в России большая часть этих законов касается государственных (царской семьи Романовых), территориальных и городских гербов, а также принципа работы государственных учреждений…
Как проверить, правильно ли составлен герб или нет, если даже такое элементарное правило, как запрет на наложение металла на металл и финифти на финифть законом не закреплён? Очень просто - здесь действует тот же принцип, что и при оценке произведений искусства, то есть, группа людей считающих себя «экспертами», исходя из собственных субъективных представлений о геральдике, выносит вердикты. …
Итак, вся современная геральдика держится целиком на личной инициативе энтузиастов. Но гербы нужно изучать, описывать и, самое главное, классифицировать. Нужны «правила игры». Поэтому энтузиасты-геральдисты и создают свои общественные огранизации (вроде ВГО и различных геральдических коллегий), а те в свою очередь на собраниях принимают «правила игры» (геральдические кодексы), либо вырабатывают (вроде Гильдии геральдических художников) свод неписанных геральдических правил. Статуса закона такие «кодексы» не имеют и действуют только среди членов этих организаций. Остальные геральдисты, не входящие в эти организации (или не разделяющие общее мнение большинства членов организации) исполнять эти правила не обязаны. Правила в разных «кодексах» отличаются друг от друга, либо принципиально друг другу противоречат.
Итог:
1) Общепринятых геральдических правил нет.
2) Все геральдисты перед законом имеют равный статус. То есть, неважно кто ты, новичок или член Геральдического совета - перед законом все равны (нет ни гуру, ни пророков, ни лжепророков, ни мастеров, ни учеников), все заслуги и звания геральдистов получаются (или приобретаются) в других областях знаний, а изучение геральдики происходит индивидуально.
3). Невозможно чётко следовать правилам одной геральдической организации, не нарушив при этом правил другой геральдической организации. Далее он разбирает ряд геральдических «запретов» и показывает на примерах (как исторических, так и современных, как западных, так и российских), что догм и обязательных для всех правил в геральдике не существует. Есть определённые национальные традиции, есть разные вариации вокруг этих традиций, но догм нет. К сожалению, наш случай «запрета» на поворот живого существа в правую для зрителя сторону, у Сергея Панасенко не рассмотрен. Ну значит, придётся подбирать примеры на данную тему самостоятельно.
2. Итак, чтобы далеко не ходить, обратимся к
Общему гербовнику дворянских родов Российской империи Что мы видим? У весьма заметной части родов, относящихся к высшей аристократии Российской империи (князья, графы, бароны) в гербах присутствуют те или иные живые существа, развёрнутые в неправильную геральдическую сторону.
Приведу здесь герб князей Кольцовых-Мосальских, остальные можно увидеть по ссылке выше:
Орел смотрит в правую от зрителя сторону. Подобные орлы встречаются также в гербах князей Барятинских, князей Долгоруких, князей Оболенских. Совершенно иной по рисунку орел, но также смотрящий вправо - в гербе у графов Головкиных. У князя Гедройца в гербе - кентавр, голова которого повернута в правую от зрителя сторону, у графов Бобринских - медведь, поднимающийся по лестнице вверх вправо, и несущий на спине государственного двуглавого орла (правда, у Бобринских в гербе есть и иные фигуры, развернутые в «геральдическую» сторону). У князей Мещерских и Урусовых - в гербах присутствуют всадники, скачущие в «негеральдическую» сторону. То есть примеры «неправильных» гербов - отнюдь не единичные.
Разумеется, такие вольности позволяли себе не только князья и графы. Вот, например, птичка с герба простого дворянина из рода Шишмаревых:
Но может быть, это лишь русские рода, по темноте и незнанию, имеют гербы с ошибками? А у выходцев из Европы с этим издревле обстоит всё нормально? Смотрим.
Герб дворян из рода Адеркас - остзейских немцев:
Герб дворянского рода Амадей (польский род венгерского происхождения, служивший России):
Герб рода Манзо (выходец с Сицилии, перебрался в Россию во времена Екатерины II):
А вот чисто западноевропейские гербы, с развернутыми в негеральдическую сторону зверями (взяты с упомянутого выше сайта Сергея Панасенко):
Герб шведского дворянского рода Hirschheydt
Немецкий дворянский герб:
Герб рода Франки де Кавальери из Рима (птица в верхней части щита смотрит в правую, с точки зрения зрителя сторону):
То есть, и в Западной Европе подобные гербы, с живыми существами, развернутыми вправо от зрителя, очевидно, редкостью не были. Этот ряд можно продолжить большим количеством примеров такого рода гербов российских городов - как исторических, времен Российской Империи, так и современных. Их легко нагуглить, введя запрос типа «герб летящие влево» или «герб взлетающие влево».
3. То есть, мы убедились, что запрет не абсолютен. Да, есть традиция, по которой большинство живых существ на гербах действительно смотрит в правую геральдическую (или левую от зрителя) сторону. Но есть и множество из этой традиции исключений, и старых, и новых, как в российских, так и в европейских гербах.
Что из сказанного, на мой взгляд, следует? Понятно, что хоть создаётся и не герб, а эмблема партии, но поскольку некоторыми гербовыми признаками обладает и эмблема, хочется, чтобы всё было серьёзно и по правилам. Но жестко, на мой взгляд, вопрос о «геральдическом» повороте сокола не стоит. Если есть множество исключений из правила, почему бы не быть ещё одному? Главное, чтобы выбор был обоснован, для самих себя, не формальными правилами, а аргументами по существу.
Основной аргумент массовых сторонников изначального варианта эмблемы - эстетический, психологический. Сокол, летящий справа налево, с точки зрения зрителя, летит назад. Писалось, что по ощущениям некоторых, он вообще не летит, а стоит. У меня, например, от этой картинки, ощущение перевернутого зеркала, зазеркалья. То есть психологически такая картинка очень многими людьми воспринимается плохо. То же подтвердят профессионалы - художники, дизайнеры, фотографы.
Это очень важный аргумент, самый важный, наверное. Но есть, на мой взгляд, ещё один аспект проблемы - символический, не менее важный, чем психологическое восприятие картинки.
4. Я писала уже в журнале у Егора Холмогорова, но повторюсь и здесь. Чтобы правильно ответить на вопрос, куда должен смотреть сокол, надо ответить на вопрос, что он символизирует? А русский сокол - очень яркий солярный символ, символизирующий возрождение, стремление к свету, это наш феникс. И в текущей ситуации такой смысл - важнейший.
Потому лететь сокол должен не в Европу или Азию, и выражать должен не тот или иной, левый или правый партийный уклон. Лететь он может только к свету. Встречь солнцу. Видимо, подсознательно это почувствовал и художник, изначально рисовавший эмблему. Именно поэтому, движение, очень мощное и энергичное - снизу вверх. При атаке на врага - нужно рисовать наоборот (сверху вниз), при простом полёте (облёте своих владений, например, или поиске символического гнезда) - движение будет в одной плоскости. Кстати, эти два последних случая и в «геральдическую» схему психологически бы нормально легли. Но русский, выбравший в качестве символа сокола, в русской системе культурных кодов может направить его только к солнцу. Потому надо просто разобраться, где у нас в геральдике символическое место солнца. Никаких формальных правил на сей счёт я не нашла, потому опять обращусь к примерам.
С точки зрения привычной нам географической карты, восходящее солнце будет на востоке, т.е. справа от зрителя. Совпадает с психологическим требованием движения слева направо. Когда рисуют восходящее солнце на эмблемах или гербах, чаще всего изображают его в центре. Но нам нужен вариант не в центре, а справа или слева. Я нашла множество эмблем и всего два герба, отвечающих этому условию. На всех на них - солнце справа от зрителя. Вот несколько картинок.
Эмблема дней Смоленска 2010:
Эмлема к юбилею Находки:
А вот эмблема города Освенцим. Солнце явно здесь не изображено, но подразумевается.
Герб Тувы (не европейского ряда герб, конечно, но солнышко на месте; хотя в первом варианте герба, еще до присоединения к СССР, оно было сзади всадника):
)
Ну и немецкий герб XIX века с солнышком. Род Фишер, Вюртембург (как и все предыдущие европейские гербы, взят с сайта Сергея Панасенко):
Можно искать и другие примеры. Или проконсультироваться на сей счет со специалистом. Но предварительно можно сделать вывод, что символическое место восходящего солнца в геральдике (если его рисуют не в центре), скорее всего, совпадает с привычным нам его географическим положением на востоке. И тогда никакого противоречия с формальными правилами геральдики в движении сокола слева направо относительно зрителя - нет. Он, символически, именно туда и должен двигаться. Движение к солнцу - это возрождение и жизнь. Тогда как движение в обратную сторону - это выбор с обратным знаком, т.е. символически выбор пути к смерти. И вот эти символические вещи, при выборе ответа на вопрос, куда лететь соколу, тоже, мне кажется, надо обязательно учитывать.