Когда-то давно-давно я написала этот текст, полемизируя на одном из форумов. Сейчас, разбирая старые архивы, снова на него наткнулась. Пусть будет и здесь. Спорили мы о том, зачем нужно национально-традиционное, и отвечала я вот на это утверждение:
Сверхзадача России - сохранить Православие. Православие - это Христос. Когда у человека в жизни Христос на первом месте, семья - на втором, то о национальных особенностях как-то и вспоминать нет времени.
В Вашей схеме прослеживается ложная причинно-следственная связь: через традиционно-национальное - ко Христу. Точь-в-точь, как у древних иудеев - через Закон и кровное родство - к Богу. Но этот вариант не сработал, как известно. Пришел Спаситель и дал нам Новый Завет, тем самым отменив устаревший путь. Теперь должно быть наоборот - ко Христу, а остальное - приложится, Бог управит.
Я тоже считаю, что сверхзадача России - сохранить Православие.
Но в отношении к Богу, народу и государству есть типичные ошибки, которые хорошо видны даже и из нашей дискуссии (добавлю - и из многочисленных дискуссий в ЖЖ).
1. Государство рассматривается как главная, самодовлеющая ценность. Основная цель - построение сильного государства, которой подчинено всё - и жизнь Церкви, и жизнь народов. Служение ему рассматривается как высшая и почти единственная добродетель. Это чистое язычество, где бог, которому поклоняются и служат - государство.
2. Ещё один вариант язычества - это поклонение собственному народу. Церковь, её Традиция, если и признаются, то рассматриваются не как путь ко Христу, а просто как часть культуры определенного народа. Ставятся в подчинённое положение по отношению к народу и культуре.
3. Человек признаёт Христа, но видит путь к нему, как Вы написали, через традиционно-национальное. Т.е. подразумевается, что восстановление традиционного быта, традиционной культуры, традиционных отношений и традиционных обрядов приведёт нас в конце концов к Богу. Но это путь - к обрядоверию. Подмена Традиции традицией. Ни в коем случае, когда я писала о традиционном обществе, я не имела в виду этот вариант.
4. Самое неочевидное заблуждение, и потому - одно из самых опасных. Признание Традиции и отвержение важности традиционно-национального. То есть признаётся только Дух, и отвергается значение исторической, земной плоти, в которую облекается народ Божий. Такие взгляды, мне кажется, отсвет монофизитской ереси.
Соотношение между неотмирной Традицией и традиционно-национальной жизнью принявшего её народа, думается, то же самое, как между Божественной и человеческой природой Христа. Нельзя отрицать ни то, ни другое. Они - Традиция и традиция, представляют собой Единство - и должны существовать в народе обе, неслиянно и нераздельно.
В идеале Традиция должна пронизывать все стороны жизни народа. Как? Освящая своим светом многообразие традиционных жизненных форм и культуру народа. Человек, с одной стороны, обращен к Богу. С другой стороны - к конкретной реальной жизни. И когда он с любовью к Богу и ближним творит своё дело, любое - следы этой любви остаются в том, что он делает. И мы, сохраняя и передавая из поколения в поколение элементы быта, народной одежды, музыкальную культуру, сказки, байки и предания, традиции народных промыслов, традиции семейных отношений - передаём запечатлённые в них любовь и понимание нашими предками красоты сотворенного Богом мира.
Отвергая или забывая всё это, мы отвергаем опыт наших предков, самонадеянно полагаясь в познании мира и Бога лишь на свои собственные силы.
Но не в кокошниках, лампасах и игре на баяне суть традиции. Это лишь её формы, отражения, которые надо бережно сохранять. Живая традиция - сплав духа, воли, опыта, любви, понимания красоты и правды, передаваемые от отца к сыну, от учителя к ученику.
Живая традиция - это способ организации огромного числа индивидуальных воль в разных формах жизненного творчества - культуре, науке, хозяйстве, политике. Она позволяет связать в одно целое усилия не только современников, но и людей, принадлежащих разным поколениям. Наладить спонтанное сотрудничество и взаимопонимание людей, которые никогда не встречались и не встретятся друг с другом.
В отсутствии традиции никакого творчества не может быть, так как будет либо стадная, без личности, форма коллективизма, либо полный распад общества на отдельные атомы. Творчество каждого нового поколения возможно, пока жива традиция, которая используется как духовный ориентир, как образец подлинно великого свершения, а не как набор готовых рецептов.
Люди, утратившие традиции, корни, память предков превращаются в набор отдельных, ничем не связанных между собой индивидов. В массу, которой легко манипулировать. У большинства из таких людей практически нет шансов сохранить Веру. Просто в силу слабости отдельной личности и подверженности её греху.
Есть ещё одна огромная опасность в утрате народом традиции. С разрушением связи времён и поколений у человека как правило разрушается ощущение единства Мира. На этом отрицательном, раздробленном мироощущении, связанном с утратой корней, росли все страшные гностические секты, существовавшие в истории. От богумилов и альбигойцев до пламенных народовольцев и большевиков. Если нет традиции, которая даёт ощущение органичности бытия, органичности прошлого и будущего, - почему бы и не увлечься очередной утопией по строительству очередного нового мира?