"Олеся и Жизель": Жизель с Олесей Новиковой

May 10, 2008 23:09

Я запланировал выложить в специально созданное сообщество giselle_forever полтора десятка Жизелей Мариинского театра, и сделать это не формальным размещением видео, а сопроводить записи своими комментариями в виде Mad-рецензий, до которых падки наши балетоманы.

К сожалению, к моему огромному сожалению, внезапно десктоп застрял, а ноутбук работает столь медленно, что не может идти речи об обработке видео (закачать в комп, нарубить, переформатировать, снабдить титрами, и пр. техническая галиматья).

А время идёт, господа балетоманы не ждут - рождаются, женятся и даже умирают. Одним словом, насмотревшись в праздники Жизелей, я решил пока в "пилотном" варианте сделать краткие "картиночные" анонсики, чтобы балет-аддикты заранее знали, на какие видео-сюжеты им падать в первую очередь и какие кнопки судорожно нажимать.

Итак, для тренировки руки о первом выступлении (т.е. премьере) в Жизели Олеси Новиковой.



Посвящаю женскому кордебалету Мариинского театра.

ЖИЗЕЛЬ
22 февраля 2004 года, воскресенье, утро, 12:00
Мариинский театр, 221-й сезон
967-й спектакль (1842)
888-й спектакль (1899)

Жизель - Олеся Новикова
Альберт - Антон Корсаков
Оруженосец - Андрей Яковлев
Ганс - Иван Попов
Берта - Наталья Свешникова
Батильда - Елена Баженова
Герцог - Владимир Пономарёв
Па-де-де - Елена Шешина, Владимир Шкляров
Мирта - Екатерина Кондаурова
Зюльма - Елена Востротина
Монна - Яна Серебрякова

Этот спектакль состоялся четыре года назад, 22 февраля 2004 г., утром, т.е. в полдень. Исполнительница танцевала в Мариинском свой первый сезон, и в "Жизели" она вышла в 18 лет.

Я не буду писать о её "выучке" - из Академии Русского балета Олеся выпустилась с красным дипломом, в 2002 г. взяла второй Вагановский приз (первой была Симеонова, третьей - Сомова). Всё ещё недолгая её жизнь в театре прошла на ваших глазах, как обычно это - череда взлётов и срывов, вдохновения и опустошённости. Но неизменно одно - она остаётся любимицей публики, зрителей всех поколений.

Что в ней привлекательно? Искренность натуры и лёгкость на сцене. У Новиковой очень большой шаг (так называется в балетном театре прыжок) и необыкновенное свойство парения - "баллон", необыкновенный баллон даже по стандартам самого великого балетного театра в мире, на сцене которого перетанцевало огромное число выдающихся исполнителей.

"Жизель" Олеси именно этим и характерна. В танце её очень много технических и драматических достоинств, но природная способность к большому, действительно "воздушному" прыжку заслоняет всё остальное и остаётся в памяти каким-то чудным, зыбким видением, пронизанным мягким светом и поэтичностью характера этой юной исполнительницы.

Боже мой!!! Недостижимая мечта балетного зрителя двух столетий - лёгкий, изящный, грациозный прыжок, и такой разный по сути в каждом акте спектакля, знаменитого своими "дневным" и "ночным" действиями, абсолютно полярными по драматической и хореографической композиции. И этот прыжок окрашивает характер героини, оживляет его, играет различными оттенками, и прыжок её живёт, бьётся трепетной песней-щебетанием маленькой птички.

Прыжок Новиковой первого действия игрив, он переливается радугой, и в свежих красках этой радуги купаются окружающие персонажи и зрители. Прыжок этот словно бы перетекает, как хрустально чистая струйка родникового источника, из одного чувства в другое - радость жизни, первая девичья любовь, жажда счастья, потребность танцевать - вот оттенки и нежные переливы прыжка Олеси, имеющего свой живой характер.

Вот она, услышав игривый стук в дверь, легко переступает порожек и, коротко осмотревшись, резво влетает на поляну. Лёгкая пробежка с прямым корпусом и на прямых ногах, в которых чувствуется рвущаяся на волю песня, и, вырвавшись, пробежка взрывается прыжком.




Характерная особенность этого знаменитого "шага Жизели", называемого баллоне, - раскачивание корпуса в стороны, придающее персонажу видимое состояние мечтательности, наивности и игривости. Причём существуют разные оттенки, увеличивающие одно или другое свойство героини.

"Припрыжка баллоне создает, как описал Готье, образ девушки, даже физически истосковавшейся по танцу и словно занятой "разминкой" ног и корпуса". (Ю.Слонимский, "Жизель")

"Раскачивания" у Новиковой нет! Корпус её по-прежнему прям, а сам прыжок необыкновенен своею лёгкостью. Она живёт в воздухе, и воздух её родная, её естественная стихия. Лёгкость, лёгкость, лёгкость и безусильная воздушность - это её, Жизели Олеси Новиковой, черта характера.




Она заканчивает круг в своих "прямых" баллоне и останавливается, замирает в глубоком арабеске, словно бы прильнув к земле для того, чтобы сдержать "танцевальный зуд" в ногах.



Вошла в арабеск Олеся чисто, красиво, изящно и естественно - настоящие петербургские ручки с тонкими и живыми пальчиками, мягкое плие, уравновешивающееся тянущимся вверх носком левой балансирующей ноги. Выполнено стильно, и суть стиля в его чистоте и естественности.

Прислушавшись к себе, к своей душе, она встрепенулась и вспомнила о стуке в дверь:



Новикова тонко уловила и замечательно передала "живость" Жизели: быстрые переходы от любопытства, резвой радости раннему утру, через внезапную мимолётную задумчивость в арабеске, к игре. Ибо Жизель, живая и непосредственная, игрива - она слышала стук, она догадывается о его значении, она хочет найти своё счастье и одновременно страшится его... но это игра, это придуманная ею детская игра: ей хочется, чтобы в дверь её матери постучался красивый юноша..... и вот она осматривает, играючи, укромные уголки полянки, вот ей хочется, чтобы в этой таинственной хижине (которую принято называть "сараем") жил её избранник... вот он не отвечает ей, не выходит встречать её... и вдруг..... чья-то ладонь ложится на её плечо.

Быстро, мгновенно Олеся Новикова превращает свой дебют в желанное зрелище, в спектакль, о котором долгие годы мечтают балетоманы, в ожидании этого грандиозного мига своей такой томительной, такой скучной жизни из раза в раз без устали посещая Мариинский театр.

Кордебалет вышколен изумительно, и всё готово поддержать юную исполнительницу в её сценической жизни-игре, но отнюдь не в игре в жизнь. Естественность Олеси брызжет красотой молодости и девичьей чистоты.

"Ромашка", серия больших скользящих в воздухе жете, знаменитый вальс Жизели, увенчивающийся игривой "каруселью", сладко кружащей и убаюкивающей влюбленных, торжество бесхитростного пейзанского танца... Спектакль разворачивается по написанному длинными ножками Олеси сценарию - её суть безусильный танец, и кордебалет дружно подхватывает его, аккомпанируя солистке своими переливающимися линиями, а зал вторит действию криками "браво-браво!"

Вариация Жизели. В препарасьон к диагонали Олеся встала с высокого прыжка, словно бы решительно отметая в стороны любые домыслы о сложности этого номера. "Вы, мои подруги, красиво танцуете? А можете ли вы станцевать, как я?" И аккуратненько проскакивает диагональку на пальчиках левой ножки, демонстрируя не залу, но своим подружкам прелесть правой ножки - ступня ч-и-с-т-а-я! Живая! Девичья!




Диагональка эта пик душевного подъёма Олесиной Жизели. Оттанцована, и Жизель любима, и её "танцевальная исключительность" подтверждена этим лёгким, по-детски бездумным скаканием на одной ножке. Она упивается обожанием, льющимся из взгляда своего возлюбленного!

И в этот миг, миг своего торжества, Жизель - как о стену - ударяется в повелительный жест Батильды, прекрасной, будто сияющее солнце над летней рейнской долиной, Елены Баженовой.



Растерянная, не могущая поверить в происшедшее, Жизель пытается объяснить Батильде, такой милой, доброй и любезной накануне, но всё напрасно. Альбер не может быть суженым Жизели по её низкому рождению, и ослепительно красивая, но не танцующая Батильда имеет полное право на него.

Смириться ли? Об этом Жизель Олеси не думает - её сердце внезапно останавливается, оборвавшись вмиг в пропасть без дна, а душа отлетает прочь, в далёкие и жуткие выси. И в сцене сумасшествия мы видим агонию девушки, которой уже нет с нами.




Естественно ли портретируемое Олесей состояние безумия? Что за вопрос, любезные господа балетоманы! В мгновения ваших тягостных занудных балетоманских подозрений её, Жизели, уже не было с нами, она была уже мертва.

Вот так к ней, к моей маленькой ласковой девочке Жизели, пришло избавление от лжи, от обмана:



Первый, солнечный, акт пройден, и жизнь и её девичьи тайны и бесхитростные радости Жизели осталась позади.

А впереди - вечный танец в ночной кладбищенской тиши, где ненатанцевавшиеся ноги будут петь ей о первой любви, которая, вопреки всему, всё ещё тлеет маленькой искоркой в прозрачном бесплотном теле. Впереди вас, господа балетоманы, ждёт холодное царство Мариинских вилис, повелеваемое неподражаемой Екатериной Кондауровой, чью неудержимую жестокую властность своей мягкой нежностью подчёркивают парящие призрачные "серебряная" Яна Серебрякова и "бесконечноногая" Елена Востротина.

И всем безумным балетным постановщикам, в своём жутком предремучем профанстве мечтающим поставить "идеальную Жизель", следует съесть самый кислый лимон, а затем прибыть в Мариинский театр и на коленях умолять юную Олесю Новикову станцевать в их жалких поделках, вульгарных пародиях на "Жизель" Мариинского театра.

Вот только закавыка такая - эта талантивая необыкновенная девочка свою жизнь посвящает Дому Петипа, где живёт настоящее утончённое искусство балетного танца.

(с) 2008 Mad-about-Mariinsky

Читайте, радуйтесь вместе со мною за чудесную-пречудесную танцовщицу Мариинского театра Олесеньку Новикову.

Комменты скриню, вскрывать пока не буду. Как поставлю видео - этот текст уйдёт в приват.

Жизель, Кондаурова, Востротина, Новикова, Серебрякова, Баженова

Previous post Next post
Up