понедельник, 6 июня 2005, 20:00
Посвящение Чайковскому
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
фантастический балет в 3-х актах, 4-х картинах
Музыка: Петр Чайковский
Хореография: Мариус Петипа и Лев Иванов (1895) в редакции Константина Сергеева (1950)
Одетта/Одилия - Алина Сомова
Зигфрид - Данила Корсунцев
Дирижер: Борис Грузин
(Le lac des cygnes) (synopsis) Либретто: Владимир Бегичев, Василий Гельцер
Хореография: Мариус Петипа и Лев Иванов (1895) в редакции Константина Сергеева (1950)
Декорации: Игорь Иванов
Костюмы: Галина Соловьева
Премьера: 15 января 1895, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Константина Сергеева: 8 марта 1950, Театр оперы и балета имени Кирова, Ленинград
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
С момента премьеры, состоявшейся в 1895 году, этот спектакль был признан лирической вершиной русского балетного театра. У него, как минимум, четыре автора: два композитора и два хореографа. "Лебединое озеро" было первым балетом Чайковского. Опыт оказался неудачным. Об "Озере" надолго забыли. Только после смерти композитора за дело взялся опытный капельмейстер Мариинки Риккардо Дриго. Из музыки Чайковского он скомпоновал новое произведение. Хореографию поделили Лев Иванов и Мариус Петипа. Кто же вдохнул русскую душу в историю немецкого принца Зигфрида и лебединой королевы с французским именем Одетта, да еще исполненную итальянкой Пьериной Леньяни? Не Мариус Петипа: русской темы хореограф сознательно избегал всю свою долгую жизнь в России. Балет сделал "русским" скромный помощник мэтра Лев Иванов. Это он придумал заколдованных белых дев со скрещенными на балетных тюниках руками и склоненными головами - так, что в позе угадывался силуэт сложившей крылья птицы. Наделил их статью и плавной величавостью движений, заставил "распеть" руками музыку, - и у зрителей мгновенно возникал образ протяжно тоскливых песен, раздумчивых русалочьих хороводов, бескрайних полей, неброской северной природы. Мариус Петипа принял нежданный вызов одаренного соперника: в "Лебедином озере" он поставил сцены дворцовых балов и придворных празднеств. Белой королеве Одетте, сочиненной Ивановым, Петипа противопоставил черного двойника Одиллию: элегической истоме - дерзкую завлекательность и нежное коварство; безыскусно распевному танцу лебедей - затейливое плетение придворных вальсов и красочное буйство венгерских, польских, испанских плясок. Русский балет впервые получил женскую партию, сочиненную разными хореографами. Именно ее считают главным экзаменом на право считаться балериной. Она стала поворотной в биографиях Марины Семеновой, Галины Улановой, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Галины Мезенцевой. Сегодня партию Одетты-Одиллии танцуют ведущие солистки театра: Алтынай Асылмуратова, Ульяна Лопаткина, Юлия Махалина, Ирма Ниорадзе, Светлана Захарова, Софья Гумерова, Дарья Павленко и Вероника Парт.
Краткое содержание балета „Лебединое озеро”.
Действие первое
Картина первая. В парке замка принца Зигфрида.
В парке замка царит веселье - принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие. Друзья поздравляют его. Озорной шут развлекает присутствующих. Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы - матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия…
Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними.
Картина вторая. Озеро в лесной чаще.
Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, пораженный удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта, и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары. Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь.
Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.
Действие второе
Картина третья. Бал в замке.
Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимания. Сердце Зигфрида отдано Одетте. Лишь повинуясь настояниям матери, принц любезен с приглашенными на бал девушками.
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен, что клянется ей в любви. Отныне она его невеста!
Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит - нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти.
Перед Зигфридом возникает видение лебединого озера и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.
Действие третье.
Картина четвертая. Ночь. Берег озера.
Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные волшебником. Зигфрид вступает в единоборство с Ротбартом. Любовь дает принцу силу победить волшебника.
Пришел конец власти зла, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье...