Какой это изыск - "Лебединое озеро"!

Jun 06, 2005 03:49

Минувшей ночью мне напомнили события двухлетней давности, когда я сделал дикий пост. Выкладываю его без каких либо купюр. Статейка предлинная, пришлось разбивать её на части.

WARNING: Юзеров со слабыми мыслительными способностями прошу не читать. Юзеров с нормальной головой - тоже.


11.01.2003 / 23:23:33 Mad about Mariinsky

Л Е Б Е Д И Н О Е О З Е Р О, 4-го, 8-го и 9-го января 2003 года.

Я посетил минувшую серию ЛО, из собственного удовольствия, как редкую возможность увидеть выходы трех балерин сразу. Плюс трижды подряд посмотрел обожаемый кордебалет в обожаемой версии обожаемого балета в обожаемом театре.

Сразу хочу расстроить критиков и балетоманов: мне не повезло как вам, цирка не было, я увидел балет таким как его люблю, и все было исполнено очень сильно, без случайностей. Вариаций не заваливали, сами не падали и друг друга на пол не роняли, в кулисы не врезались, в оркестровую яму не выпрыгивали, обувь не теряли. Нормальная публика вполне нормально безумствовала после любимых номеров и вариаций и при закрытиях занавеса в окончаниях действий.

Не смотря на уверения критиков в том, что они не читают форума МТ, это изощренное лукавоство. Сейчас все критики читают и форум МТ, и форум БТ, работа сейчас у них такая. Я надеюсь, что как можно большее число акул и гиен пера прочтет написаное, чтобы лучше понять сложный механизм действия большого балетного театра. Помимо примитивных оскорблений солистов, что между нами говоря безнравственно, в балете есть еще много такого, о чем на ближайшую тысячу лет будет достаточно писанины. И прошу вас всех, пожалуйста, не обижаться на мои редкие безобидные выпады в адрес критиков, которые вызваны постоянными стрессами после многочисленных оскорблений ими артистов. Извинений критиков же перед артистами я никогда не встречал, ни устных, ни письменных. Приходят в театр снова и снова, бесплатно, смотрят артистам в глаза чистым незамутненным взором, затем продолжают гадить дальше. Одним словом, извините за несдержанность временами.

Если я стану подробно описывать увиденное, это будет слишком много, у вас не хватит никакого терпения, а у Петерлинка будет тяжело болеть голова. У меня нет желания испытывать ваше терпение. Я хочу дать приблизительное представление того, что из себя представляет 'Лебединое озеро' более широким вглядом, чем обычные беспорядочные и бескультурные реплики многочисленных знатоков.

Если кто-то знает больше, или увидел что-то по-другому, то, пожалуйста, напишите. Но, ради бога, не оскорбляйте при этом артистов. Можете сосредоточиться на мне, тем более признающем сразу, что ни черта в 'Лебедином' не понимаю и никогда понять не смогу.

Чтобы максимально сократить то, о чем сложно писать коротко, я рассмотрю лишь первую 'белую сцену', как некий базис того, что же собственно возможно обсуждать в балете. Причем, постараюсь действия солистов оставить за рамками, так как всеми они воспринимаются сугубо индивидуально.

Нумерацию частей я веду не так, как принято профессионалами, а в соответствии с ходом действия спектакля текущей версии Мариинского театра, прилагая варианты известных названий номеров.

До этих выходов, в 'Лебедином озере' Дарью видел 1 раз Одеттой-Одилью, 2 раза в па-де-труа, 7 раз большим лебедем, 7 раз в двойке последней сцены, плюс в разной мелочи в виде невесты на балу и прочей белиберды; Светлану видел 2 раза и только в главной роли, в МТ и в опере по разу; Софу видел 2 раза Одеттой-Одилью и 11 раз большим лебедем, плюс в разной мелочевке 1-й сцены и бала.

ВСТУПЛЕНИЕ, или 'Интродукция', задает темпы и настроение представления, по звучанию конкретных ведущих инструментов ясно видно, какой музыкой сегодня угостят зрителей, но насколько я знаю из обзоров, критикам это неведомо или неинтересно, т.ч. пропускаю увертюру. Правда так и подмывает едко высказаться по поводу текущей популярности В.Р.Вагнера в Санкт-Петербурге, так же примерно было и в 1895 году.

Следующие две сцены и ВАЛЬС из 5 частей также никогда не вызывают какого-либо интереса и мною пропускаются. Хотя по ряду конкретных участников этих сцен очень ясно видно - в каком состоянии и настроении будет кордебалет в том или ином конкретном моменте спектакля. Но это очень важно для любителей работы кордебалета, а не для критиков или балетоманов. Всегда удивительна грациозность и легкость движений мариинских девочек в сценках с обручами, подношения цветов маме, их обращениях к принцу, в ВАЛЬСЕ и его репризе. Начало 'Лебединого озера' в Мариинском всегда бывает праздничным и ошеломляющим.

С неудовольствием пропускаю и пятичастное ПА-ДЕ-ТРУА, привлекающее внимание зрителя как первый классический номер по ходу действия балета. Интересно, что повсеместно считается, будто сверстники принца не имеют своего лица. Возможно, вы уже видели последнюю видеозапись нового 'Лебединого' шведской оперы, 2002. Дивиди с этим фильмом содержит три примечательных интервью, одно из которых принадлежит постановщику сэру П.Райту, настрогавшему по миру много русской классики, кое-какие из них я видел вживую. Так вот этот самый сэр Питер в приложении сказал следующее про подружек принца: 'меня всегда интересовало, кто они такие, почему безымянные, что они делают при принце, и я решил, что они должны быть куртизанками, т.е. высокооплачиваемыми проститутками, и такими их я и сделал, и это улучшило сюжет'. Такие большие знатоки русского балета ставят 'Лебединое' и получают за это рыцарские звания. Это надо же так оскорбить русский классицизм, на зависть всем нашим родным бойким, но маловредным любительницам презентаций. Также любопытна мотивировка херра Дж.Номайера в приложении к дивиди с немецким 'ЛО', 2002, но по-гамбургскому счету сего кудесника очень прощает волшебный выход Ани Поликарповой. В упомянутых постановках па-де-труа перекорежено в катр, в первом случае, и в кадриль, т.е. в восьмерку, во втором, с разной пышностью воображения.

В минувшие дни первую тройку я пропустил и не видел, т.к. 4-го в театр попал лишь к второй сцене. Оба выхода связки Татьяны Ткаченко в аллегро с мандолиной, Кати Осмолкиной в аллегро с розочкой, и Василия Щербакова в суровом модерато, они мне понравились, криминала не заметил, от канонического текста не отступали. После того, как эта тройка легко и изящно прошла 8-го, то на следующий день ее менять не стали.

Моими любимыми тройками МТ являются Д.Павленко-И.Зеленский-Ю.Касенкова и Э.Тарасова-Р.Бобовников-Ю.Касенкова, правда давно это было. На сегодня, в фавориты выходит гибкая и лиричная Катерина Осмолкина, когда-то мгновенно стеснительно вспыхивавшая маковым цветом, если ловила на себе взгляд из зала, а ныне вполне сложившаяся актриса.

Миновав также две последующие короткие интермедии, преизящный обожаемый мариинский ГАЛОП из трех частей и важную для раскрытия характера принца вариацию, устремляюсь в белую ивановскую сцену.

Итак, вторая картина 'Sur le bord du lac des cygnes', НА БЕРЕГУ ОЗЕРА ЛЕБЕДЕЙ, состоящая из четырех сцен. Возможно, временами буду многословным, извиняюсь заранее.

N 10, ВСТУПЛЕНИЕ, или 'На берегу озера'. Это первое появление Ротбарта.

Оригинально, я имею ввиду в 1895 году, Мариусом Ивановичем и Ричардом Евгеньевичем вступление было незначительно удлиненно относительно московского, соответствовавшего партитуре Петра Ильича. C самого начала сцены Ротбарт неподвижно сидел на своем камне, Бенно с охотниками изображали охоту и скрывались за деревьями, а когда 'лебединая тема' вступления переходила в до-мажорную 'совиную', луч света выхватывал Ротбарта из его темного угла и гений зла выходил злодействовать.

В советские времена вступление было сокращено ровно вдвое Агриппиной Яковлевной, в 1938 году в версии с двумя солистками, затем так и оставили, лень было менять. Ампутировал вступление Б.В.Асафьев, автор радикального советского сравнения П.И.Чайковского с бунтарем против ценностей буржуазного общества, как он это написал в программке к возобновлению 1933 года. Надеюсь, что Борис Владимирович брякнул это не от души, а в целях сохранения 'Лебединого озера' в репертуаре театра.

Лучшими недавними злодеями я видел Илью Кузнецова и Петра Стасюнаса: первого из-за подавляющей демонической техники исполнения, впечатляющих высоких прыжков и элевации, плюс энергичных широких жестов, второго из-за очень зрелой, гипнотизирующе красивой демонической артистической игры.

Махалина, Лопаткина, Балинская, Захарова, Дриго, Серебрякова, Ралдугина, Петипа, Уланова, Сологуб, Голуб, Ниорадзе, Иванов, Гумерова, Лебединое, Амосова, Селина, Ткаченко, Тарасова, Касенкова, Павленко, Осмолкина, Чмиль, Парт

Previous post Next post
Up