Рубрика "В мире искусств" газеты "Петербургский час пик"

May 24, 2005 17:45

Гори, сияй, звезда балетная... пока не кончился сезон




Увеличение светового дня с календарной неизбежностью оставляет все меньше времени блистанию звезд. Вот и «звезд мирового балета», принимавших участие в очередном фестивале «Мариинский», не пощадила равнодушная природа: в воскресенье, 3 апреля, состоялся их заключительный Гала-концерт. Собственно, суперзвезд по-настоящему мировой величины и статуса среди гала-концертантов было всего три - и все местного, вагановско-мариинского приготовления: блистательный Игорь Зеленский, божественная Ульяна Лопаткина и бесподобная Светлана Захарова. Афиша сулила еще богоравную Диану Вишневу в Ballet Imperial, но беспардонно обманула: в программке вместо нее значилась (и на сцену вышла) Виктория Терешкина, которой при всех ее достоинствах до мировой звездности покамест, как до другой галактики. Заезжих stars было тоже трое, но ни единой super. Похудевший и оттого сильно выигравший Андрей Уваров из Большого (его международная известность не мала, но никак не дотягивает до уровня того же Зеленского). Перестарок Лоран Илер из Opera National de Paris, явно знавший лучшие времена, и плюгавенький, ледащенький Ноа Д. Гилбер - свободный художник на вольных хлебах. К слову, все guest-stars уместились во втором, дивертисментном, отделении. В двух других обошлись своими силами: кордебалетом, молодыми артистами и среднего возраста солистами Мариинки. Но сначала о срединном дивертисменте. M-r Гилбер исполнил соло из балета Limb,s Theorem («Квадратура круга». - А. Г.) Уильяма Форсайта: весьма технично, ритмично-музыкально, самозабвенно-пластично - только непонятно, о чем и для чего. Между прочим, в костюме собственного дизайна. Эдакий гималайский мишка, постепенно сбрасывающий шкуру. Брюки превращаются в оригинальные шорты, потом и те уступают место совершенному ню. Танец на раздевание. Другое соло - из балета «Семь греческих танцев» Мориса Бежара - преподнес Лоран Илер. Вот это было действительно красноречиво. Сделано с совершенством хорошо настроенного духов(н)ого инструмента. Еще в этом отделении было известное баланчинское Pas de deux на музыку Чайковского в исполнении Олеси Новиковой и Леонида Сарафанова. Мило, очень мило, и больше нечего сказать. Посреди всего этого Ульяна Лопаткина вышла танцевать с Ильей Кузнецовым дуэт из спектакля «В ночи» Джерома Роббинса. Не бог весть какой шедевр. Но если б я дерзнул пропустить хотя бы один ее жест, взгляд, выражение лица, струящуюся перемену позы - я, право, дал бы тотчас же себя зарезать. В конце отделения все его участники выходили на общие поклоны. На месте Захаровой я бы под любым предлогом от этой процедуры уклонился. Хоть ей и навалили цветов впятеро больше, чем Лопаткиной, рядом с Ульяной она смотрелась, как прекрасная мельничиха подле Венеры Петербургской. Равно как в соседстве с Кузнецовым остальные танцовщики выглядели плебеями, случайно затесавшимися в общество патриция. Илья ко всему прочему (надежности в поддержках, актерскому мастерству) очень прибавил в понимании нюансов заданной хореографом пластики и умении донести их до зрителя. Светлана Захарова в Pas de deux из «Дон Кихота» (куда ж мы без него) блеснула фирменной растяжкой, невероятным шагом и темпераментом. Огонь-баба! Прыжок, однако, средний, вращение едва на 4+. До служащих предметом балеринского самоутверждения сорока фуэте чуток не дотянула, хотя сделала шесть двойных. Ее партнер Андрей Уваров оказался самым техничным и напористым из всех выступавших мужиков. Увесистая Захарова в его умелых руках казалась невесомой. В вариациях навертел такого - и, главное, чистенько, - что зал стоял стоном. Правда, чувствовался московский акцент: грубоватые руки, какое-то почти купеческое ухарство в исполнении. Если картина этого центрального отделения сложилась, в общем, благоприятная, то рамка из двух других показалась почти беспросветно тусклой. Особенно это касается первого, в коем шел балет все того же плодовитого Форсайта Approximate sonata (Что-то вроде сонаты - А. Г.). Действительно, «вроде». В музыке Тома Вилемса вместо классической сонатной формы - трень-брень по струночкам рояля. Словно его полчаса настраивают и все никак не настроят. Видеоряд - под стать музыкальному сопровождению. Дуэты, дуэты, еще раз дуэты. Минимализм. Полуэйфман, полубаланчин. Сплошное «отдохновение души», в смысле - скука. Почти натурального Баланчина (только в мариинском соку) можно было видеть в третьем отделении: Ballet Imperial на музыку Второго фортепианного концерта П. И. Чайковского. Вещь славная - жаль, исполнение подкачало. Прежде всего у кордебалета. Не в лад, невпопад совершенно. Лишь в финале допотели до мало-мальской синхронности. Солисты? Виктория Терешкина и Олеся Новикова старались, как могли, но могут пока не так чтобы очень. Ноги ватные, стоп нет. Игорь Зеленский отлично выглядит и держится, гипнотизирует чистенькими заносками и поддержками с легкостью необыкновенной, но большие прыжки даются ему уже с видимым усилием и трудом. Возраст никуда не денешь. В общем, перефразируя известную армейскую присказку: фестиваль прошел, Гала-концерт посмотрели - ну, и покойный Папа с ним.

Алексей ГОСУДАРЕВ, № 14, 2005 г.

гала, Лопаткина, Империал, Захарова, Новикова, Сарафанов, Государев, Вишнёва, Форсайт, Зеленский, пресса, Илер, Кузнецов, Уваров, Терёшкина

Previous post Next post
Up