КОРСАР
Премьера: 12 января 1858 года, Большой (Каменный) театр, Санкт Петербург
Премьера редакции Петра Гусева: 29 апреля 1987 года, Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский), Ленинград
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут
Краткое содержание балета
Пролог
Первая картина: „Буря. Кораблекрушение”
Трое смельчаков на парусном корабле борются с морской стихией. Парусник гибнет:
I действие
Вторая картина: „Лагуна”
Возле выброшенных волнами на берег останков корабля - трое спасшихся юношей. Их находят девушки-гречанки. Медоре особенно нравится один из них, Конрад. Он рассказывает о себе, о своих друзьях Али и Бирбанто. Признается, что они - морские пираты, корсары.
Девушки сообщают о приближении отряда турецких солдат. Медора и Гюльнара прячут корсаров, но сами попадают в плен.
Работорговец Исаак Ланкедем, который выследил девушек и привел отряд, доволен. Он щедро расплачивается с офицером.
Корсары не в силах сейчас помочь гречанкам, но они клянутся их спасти.
Третья картина: „Рынок”
Ланкедем показывает собравшимся на рынке купцам своих невольниц. На почетном месте восседает Сеид-паша, желающий заполучить в гарем новых красавиц. Его внимание привлекает Гюльнара, и он покупает ее.
Работорговец показывает Медору. Она так хороша, что Сеид-паша готов купить ее за любую цену. В это время с корабля сходит знатный купец. Медора узнает в нем Конрада. Подав девушке знак не выдавать его, „купец” начинает торговаться, назначая неслыханно высокую цену. Сеид-паша поражен и предлагает богачу-незнакомцу назвать себя. „Купец” и его свита сбрасывают нарядные одежды и перед изумленными Сеидом-пашой, торговцами предстают вооруженные корсары. Они похищают Медору, невольниц, забирают с собой Ланкедема и уходят в море. Турецкая стража уже не может их остановить. Сеид-паша в бешенстве.
II действие
Четвертая картина: „Грот корсаров”
Корсары довольны богатой добычей, захваченной у купцов. В честь спасенных красавиц они устраивают праздник. Девушки любуются плясками корсаров. Медора, отвечая на просьбу Конрада, танцует с ним и его другом Али. Корсары восхищены красотой избранницы предводителя.
Девушки просят Медору уговорить Конрада отпустить их домой. Конрад соглашается, но Бирбанто и с ним другие корсары протестуют. Они требуют оставить девушек на острове. Возникает ссора. Конрад все же настаивает на своем. Вместе с Медорой они уходят проводить девушек на берег.
К корсарам подкрадывается Ланкедем. В обмен на свою свободу он предлагает помочь отомстить Конраду. Корсары согласны, и Ланкедем отдает им снотворное зелье. Обрадованный Бирбанто посыпает зельем цветы и велит Ланкедему передать букет Конраду. Хитрый Ланкедем отдает цветы Медоре, а девушка дарит их Конраду в знак благодарности за спасение подруг.
Конрад засыпает, корсары похищают Медору.
Очнувшись, Конрад обнаруживает исчезновение любимой, он клянется найти и освободить ее.
III действие
Пятая картина: „Гарем Сеид-паши”
Сеид-паша любуется красотой Гюльнары. Новые невольницы, предлагаемые Ланкедемом, не нравятся ему. Тогда в прекрасный „оживленный сад”, который образуют собою девушки, работорговец вводит Медору. Паша в восторге. Он покупает ее.
Под видом паломников во дворце появляются корсары. Паша приглашает „паломников” на вечернюю молитву, в одном из них Медора узнает Конрада. Улучив момент, корсары освобождают девушек.
ЭПИЛОГ
Шестая картина: „Море”
На вольном корабле, несущемся под всеми парусами в бушующее море, - Конрад, Медора и их друзья.