О внутренней мотивации

Sep 27, 2024 11:14


Побоями учить - что мертвого лечить,
Но многие того не понимали.
Ученые труды (туды их растуды)
Вколачивали розгами в зады.
А в это время ученик покорный
Лежал ничком и, охая притворно,
Держал в кармане шиш и тихо мозговал
Над тем, что педагог не задавал.
Интересно сравнить два отрывка, из Экзюпери (Маленький принц):Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя.

и Кривина (Первое колесо):
Ребенок изобрел колесо. Он взял прут, согнул его и, связав концы, покатил по дороге. Родители сидели в пещере и разговаривали о своих первобытных делах. Потом они высунулись наружу и увидели ребенка, который бежал за своим колесом.
- Стыд и срам! - сказали родители. - Он уже изобрел колесо. У всех дети как дети, ничего не выдумывают, а у этого вечно мозги не на месте!
Ребенок сказал "Ту-ту!", изобретая что-то наподобие паровоза. Он сказал "Ту-ту!" и помчался быстро, как паровоз, двумя палками чертя впереди себя рельсы.
И тогда родители не выдержали. Они поймали ребенка, разогнули его колесо и этим прутом всыпали своему непослушному детищу. Изобретателю первого в мире колеса.

Оба отрывка на одну и ту же тему, но бросается в глаза разница - герой Экзюпери отказался от карьеры художника просто потому что он не получил похвал от взрослых; в то же самое время, осуждение взрослых не остановило героя Кривина. Потребовалась прямая агрессия взрослых, чтобы его остановить. Мне кажется, что реальный интерес к предмету проявляется именно в том, что человека толкает вперед внутренняя мотивация, а если просто отсутствия похвалы хватило чтобы все остановить - то грош этому интересу цена.

Поток сознания

Previous post Next post
Up