А здесь молиться должен кто-то,
Чтоб выжил ты и в бурю спасся.
Пусть вы - морские Дон-Кихоты,
А мы тогда - земные Санчо Панса. В
On the Definition, Theory, and Practice of Gender Shift in the Russian North описывается интересный момент: До распада СССР, чукчи - оленеводы кочевали со стадами вместе, мужчины и женщины. Мужчин было больше чем женщин, но это не принципиально. А вот после распада СССР, изменившаяся экономическая ситуация привела к тому, что сейчас кочевание с оленями - это практически исключительно мужское занятье, женщины живут в поселках и городах. Но у женщин в ярангах была раньше важная функция - они выполняли большой набор ритуальных действий, который должен был обеспечить процветание стад. Сейчас, переместившись в населенные пункты, женщины не могут выполнять свою ритуальную функцию. Но, что интересно, женщины (именно женщины, а не мужчины) на Чукотке массово переходят в протестантство. Интересно, что теперь они могут, через молитвы, выполнять "дистанционно" религиозные функции по поддержанию благополучия своих мужей и стад.
Теперь перейдем к иудаизму. Яхве отличает от других богов отсутствие конкретной формы и местоположения (существует некоторое недопонимание с тем, что якобы после строительства храма, Яхве находился в святая святых, но это не так) [*]. Почему бог Аврамических религий не имеет определенной форм и местоположения? Одна из причин, как мне кажется иллюстрируется выбором чукчей - Аврамические религии являются в общем то "дальнодействующими". В условиях всё большей подвижности населения, когда между человеком, святилищем, и объектом заботы могли оказаться большие расстояния, дальнодействующие ритуалы, без привязки к конкретному месту, становились очень полезны. Молитва богу, который везде, заменяет ритуальные действия над кем-нибудь или чем-нибудь находящимся вне досягаемости.
*В сотворении человека, бог описывается антропоморфно, но это по видимому единственный такой случай на весь Танах.