Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух

Jan 06, 2014 20:35

Оригинал взят у orffclub63 в Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух
         Часть 1

Наше время постоянно меня удивляет. Все люди одновременно стали умнее, грамотнее, во всем сразу разбираются, постоянно дают советы, любые аргументы разбивают с помощью ссылки из интернета на статью анонима. Когда такие люди живут своей жизнью - на самом деле, не мне решать, кто прав, кто заблуждается. Но в последние годы стала заметна одна тенденция: теперь самые главные «специалисты» во всех областях - это грамотные, уверенные в себе дилетанты. И эти «специалисты» активно вмешиваются в медицину, психологию, педагогику и т.п. И если лет 10 назад их нападкам подверглось дошкольное образование, то сейчас такого рода вмешательство ощущается и в музыкальной педагогике. Понятно, что раньше не все рисковали вмешиваться в эту сферу: останавливало то, что нет музыкального образования, а у кого-то существовало стойкое, годами внушаемое понимание «отсутствия музыкального слуха». Сейчас - и это перестало быть проблемой, осторожность - не современна. И, с ужасом наблюдая за тем, как грязным сапогом происходит вмешательство в ту сферу педагогики, которой я занимаюсь уже 15 лет, я решилась высказаться о наболевшем.

Для начала рассмотрим с комментариями различные способы современного псевдомузыкального развития.

Ситуация первая. Мама с малышом 1,5 лет идет в детский клуб.

- Какие у вас есть занятия для нашего возраста?
- Разные занятия, на выбор: развивалки, музыка, фитнесс, и т.п.
- Что вы на музыке с ними делаете?
- Ноты учим, весело, в игровой форме, по цветным нотам, изучаем мажор и минор, слушаем классику, знакомимся с композиторами, всем деткам очень нравится…
Данный ответ можно более честно перефразировать:

- Что вы на музыке с ними делаете?

- Мы не знаем, что с ними нужно делать в этом возрасте, поэтому мы решили, что нужно учить ноты и слушать классическую музыку, ну и неважно, что мы взяли методику для младших школьников и тупо её переложили на малышей, никто же не заметит. Родители увидят, что мы с детьми что-то умеем, ноты знаем, и будут дальше к нам водить. И мало у кого возникнут сомнения, что мы на музыкальных занятиях в лучшем случае ничего для развития слуха не сделаем, а в худшем случае - действуем вопреки законам развития ребенка. А так, как деткам нравится все новое и веселое - то раз они радуются на этих занятиях - то родители будут за эти уроки платить, а больше нас ничего и не интересует.

Ситуация вторая. Мама ищет в интернете музыку для слушания с малышом. И очень удачно ей попадается перепост перепоста ссылки с малоизвестного сайта без указания автора, но с очень красивой картинкой и с очень впечатляющим названием «Музыкальное развитие с пеленок» или «Подборка музыки специально для малышей» и т.п. А в этой подборке ну очень красивые фамилии: Шопен, Бизе, Бетховен, Моцарт. Как тут задуматься о компетентности автора подборки?

А реальность такова: какой-то человек, не являющийся музыкотерапевтом (иначе бы во всех подборках стояло авторство) решил и сделал свою подборку, не проводя исследований, выбрал из популярной классической музыки для взрослых то, что на его взгляд подходит. Красивенько - и ладно! Возможно кто-то с психологическим образованием, не имея музыкального, тоже решился на такой шаг. И, ведь в чем ужас, если мама, которая из хороших побуждений начнет слушать эту музыку с малышом, а потом у малыша повысится тревожность или начнут проявляться еще какие-либо особенности, маловероятно, что хоть кто-нибудь догадается, что дело в том музыкальном фоне, который окружал малыша. Причины будут искать во всем, кроме музыки.

Так в одном из интернет-списков для уменьшения чувства тревоги и неуверенности у малышей рекомендуется слушать Прелюдии Шопена. Но ведь в Прелюдиях у Шопена настолько преобладают совершенно взрослые настроения и чувства, которые могут как раз вселить в малыша неуверенность и тревожность - там и пронзительная ностальгия, меланхолия, тоска. В принципе - Шопен - не для маленьких детей. Послушайте, для примера, Прелюдию № 4 ми минор Шопена сами. Её не проблема найти в интернете.

Ситуация третья. Активная мама-руководитель клуба очень хочет развить своё дитя, благо условия для этого есть. И в большом количестве книг написано, что музыка наиболее благоприятно влияет на развитие малышей. Нет проблем: близкая подруга - музыкант. Почему бы не пригласить подругу с музыкальным образованием вести занятия по музыке с малышами? Ну не страшно ведь, что подруга-пианистка никогда не работала с дошколятами, что-нибудь придумает, главное - начать?

Попробуем перенести эту ситуацию на другую профессию и довести до абсурда: человеку нужно вырезать аппендицит. Ну и что, что подруга стоматолог - она же медик! Что-нибудь придумает! Главное - начать!

К чему я всё это? Если для дошкольника главное не обучение, а развитие, то ЧТО именно должны развивать музыкальные занятия? В первую очередь - музыкальный слух, который является частью общей музыкальности ребенка. И именно с точки зрения развития музыкального слуха нужно рассматривать методики для занятий музыкой с малышами.
...

Продолжение статьи здесь http://orffclub63.livejournal.com/7060.html

© Ирина Леонидовна Корнеева,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Детской центральной хоровой школы
при Самарском академическим театре оперы и балета,
региональный представитель Педагогического общества К.Орфа в Самаре,
педагог курса "Мама, малыш и музыка" в семейном клубе "Лисенок"

Previous post Next post
Up