ПОЧЕМУ В СКАЗКАХ ДЛЯ ОЖИВЛЕНИЯ НУЖНА МЁРТВАЯ ,
А НЕ ЖИВАЯ ВОДА ? И ОТКУДА ВООБЩЕ ЭТА ВОДА ВЗЯЛАСЬ ?
«Спрыснул Ивана-царевича мёртвою водою - его тело срослося, спрыснул
живою водою - Иван-царевич встал». И хотя название волшебной жидкости намекает
на некую противоположность, оба средства друг друга дополняют.
Одно без другого не подействует.
Так почему же для воскрешения Ивана-царевича была нужна мёртвая вода?
Разобраться в этом в своё время решил филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп.
Недавно в «МИФе» вышло новое издание, объединяющее два его труда:
«Морфологию волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».
Я не смогла пройти мимо, покажу его и вам. о и вам. Если вы тоже интересуетесь,
по каким законам развиваются сюжеты сказок, откуда растут ноги у всего,
что наполняет сказку, то вам точно нужно это издание.
Представлять волшебство в виде формул мне ранее не доводилось. :)
Издание выглядит внушительно, в нем более 600 страниц. Но шрифт приятен для чтения.
Издание выглядит внушительно, в нем более 600 страниц. Но шрифт приятен для чтения.Про воду живую и мёртвую
Расскажу вам об одном факте из книги В. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Как уже было описано в начале статьи, для воскрешения сказочного героя понадобилась
мёртвая вода и только потом живая. Почему нельзя сразу воспользоваться живой водой?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователь обращается к античности.
Древние греки в своей вере в загробную жизнь нередко обращались к теме двух видов вод подземного царства. По их мнению, душа человека в доме Аида - бога смерти -
видит два источника.
У одного из них растёт белый кипарис, но душа не должна к нему приближаться,
хотя этот источник никем не охраняется. А вот у второго стоят стражи, которые сначала
как следует расспрашивают прибывшего и только потом разрешают из этого источника
испить. И поскольку только эта вода считается благом для умершего, её можно назвать
мёртвой водой. Но что она даёт?
Вероятнее всего, такая вода предназначена для успокоения души, то есть даёт ей право
на пребывание в подземном царстве мёртвых. Не исключено, что первый источник
с белым кипарисом на входе силы не имеет, потому и не охраняется.
А используют его те, кому наоборот из царства надо выйти в мир живых.
Условно говоря, эта вода живая.
Фрагмент картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Опираясь на мифические представления древних греков, можно понять, почему царевича
в русских сказках опрыскивают сначала мёртвой, а потом живой водой. Владимир Пропп
пишет, что мёртвая вода героя словно добивает, превращает в настоящего умершего,
не витающего между двух миров. И только в таком состоянии на него позднее может
подействовать живая вода.
Что, как показывают сказки, и происходило на самом деле.
А какие вопросы при чтении сказок возникают у вас? Пишите их в комментариях.
https://dzen.ru/a/ZDPlBbtwbUn-HL_3