Совершенно чудесные люди
principe_nav и
angelanor продолжают героически вести интересный блог
mayak_parnasa о музеях Москвы, актуальных выставках, простите, не_актуального искусства, и делают это все на высоком идейном и художественном уровне. Кто не зафрендил - исправляйтесь, там много любопытного. Огромная честь и удовольствие с ними работать!
В минувший вторник мне удалось вместе с "Маяком" прорваться на закрытое открытие выставки "Русское стекло" в Государственном историческом музее. Выставка - наслаждение для глаз, конечно. Показывает, каким был дизайн лучших модных стеклянных изделий полтора-два века назад. Отличная возможность сравнить с сегодняшними и сравнение это, как водится, не в пользу современности. Впрочем, это мое личное мнение.
С официальным пресс-релизом выставки вы всегда можете ознакомиться на сайте музея, а мне бы хотелось рассказать о своих впечатлениях и мыслях от увиденного. Форма избрана привычная - "как бы отчет" :)
В Государственном историческом музее 18 ноября открылась выставка "Русское стекло". В ней представлены более 200 образцов стеклянной посуды и декоративных предметов периода конца XVIII - начала XX века.
Бокалы, вазы, икорницы, рюмки, подарочные пасхальные яйца, словом, большая коллекция в этом году была выкуплена министерством культуры у Галины Ойстрах, собиравшей ее на протяжении 30 лет. Теперь собрание стеклянных предметов передано ГИМу, который и посвятил новому поступлению отдельную выставку.
Очевидно, что в коллекцию и в экспозицию не попали предметы не выдающегося художественного качества. Каждый из экспонатов - от подарочного блюда Николаю I (заказано и преподнесено Московским мещанским обществом, что сказалось на дизайне блюда) до матовых, с томными пурпурными рисунками болотных видов ваз, созданных в разгар Великой войны, выполнены на высочайшем техническом уровне. При этом внешний вид изделий очень точно попадает в настроение, с которым принято ассоциировать тот кусочек имперского периода истории России, когда тот или иной предмет был создан. Совсем не всегда это напрямую связано со стилистической принадлежностью.
Художественные стили, доминировавшие в XIX - начале ХХ века, легко читаются в представленных предметах. Здесь и стилизация "под Ренессанс" и под античность, яркие образцы "национального стиля" и должная дань эпохе "модерна". Экспонаты детально атрибутированны, поэтому у внимательного посетителя не возникнет проблем с пониманием, откуда взялся тот или иной бокал и в каком стиле выполнен.
Экспозицию можно условно разделить на две части: это произведения Императорского Стеклянного Завода и изделия частных стеклянных предприятий. Эксперты говорят, что если имеешь дело со стеклом ИСЗ, то будь спокоен - его точно держали в руках члены императорской фамилии. Изделия ИСЗ выпускались зачастую в одном экземпляре и никаких аналогов не имели. Были, конечно, и любопытные исключения - так, если речь шла о большом сервизе, то по мере износа или утраты отдельных предметов, выпускались новые им на замену.
Изделия частных заводов не уступают по большей части ни в художественном, ни в техническом смысле произведениям ИСЗ, однако здесь мы встречаем больше экспериментальных техник. Сюжетные рисунки, которыми декорированы бокалы петербургских мастерских, крайне поучительны, но мое воображение не позволяет мне представить, чтобы они могли находиться в обиходе двора. Так или иначе, частные мастерские однозначно в большей степени были ориентированы на "серийное" производство, чем Императорский Стеклянный Завод.Это предприятие было призвано производить "посуду для Высочайшего двора, пасхальные яйца для Их Императорских Величеств и художественные вещи, которые в конце года представляются Государю Императору и Государыням Императрицам".
Кое-какие из этих художественных вещей красноречиво говорят о том, что у российских монархов было все отлично с чувством юмора. Например, стеклянные братины и рюмки с забавными пословицами про "винцо", и воду, перегнанную через хлеб.
К великому сожалению, мы вынуждены были убежать раньше официальной церемонии открытия, поэтому нерешенными остались несколько "загадок" этой выставки:
- Императорский Стеклянный Завод. Само название для современного уха звучит непривычно, куда как понятнее "Стекольный" (кстати, на некоторых этикетках так и указали - "стекольный"). Словарь Даля рекомендует еще вариант "Стекловой" завод. Собственно, вопрос - как правильно и почему?
- Что за официальная церемония, на которой государю представлялись "художественные вещи".
- По какому принципу сменялись маркировочные монограммы на изделиях ИСЗ - в соответствии со сменой правителя или как-то иначе?
- Делал ли ИСЗ стеклянные елочные игрушки и где они?
Безусловным фаворитом выставки, по моему убеждению, являются бокалы из "готического" сервиза. Неспроста именно его изображение организаторы выставки выбрали для титульного изображения. Смотреть на них - одно удовольствие. И остается лишь представлять, каковы же они на ощупь, тяжелые или напротив - неожиданно легкие при всей видимой массивности, холодят ли руку или быстро принимают тепло? Отдельный предмет для фантазирования - что же пили из них? Кураторы пояснили: сервиз был сделан для рейнвейна (хотя форма не выдает в них вид рейнвейнских рюмок).
В коллекцию Галины Ойстрах попадали предметы в идеальном состоянии. Дотошной мне удалось углядеть маленькую щербинку лишь на кромке одного бокала. С одной стороны, такая расстановка позволяет оценить полное великолепие произведений, но с другой - говорит об эпохе, ее быте и нравах много меньше, чем могла бы. Не хватает сведений о том, как бытовал тот или иной предмет, как за ним ухаживали, что сталось после 1917 года, как он попал в коллекцию.
Приятным исключением в данном случае является "бокал в футляре" - сразу рассказывает о себе: смотрите, меня могли брать с собой в дорогу, белой кожи футляр середины XIX века позволял мне не разбиться и не запачкаться в путешествии раньше времени.
Выставка отлично дополнена информационными шильдами, из которых мы узнаем об основных терминах производства стекла. Нам напоминают и о химическом составе этой субстанции, я вот порядком забыла, что стекло - это аморфное твердое тело и вообще больше похоже на жидкость, поскольку не имеет четкой кристаллической решетки. Словом, если хотите узнать, чем отличается травление от гравировки? какой солью стеклу можно придать шафрановый или темно-алый цвет? как в императорской России (и современной ей Европе) делали стеклянные предметы насыщенного цвета морской волны и что из этого получалось? Как перенести сложнейший рисунок с бумаги на стеклянный бокал по принципу "переводилки", но не используя воду? - приходите в ГИМ.
Выставка "Русское стекло XVIII- начала XX веков" ждет посетителей до конца марта.
У "Маяка Парнаса" отчет будет поинтереснее, чем у меня, да к тому же и с картинками!