(no subject)

Feb 28, 2014 16:29

Неделя, перенасыщенная кино.
В среду смотрели "Нимфоманку" Ларса фон Триера, вчера выбралась на премьеру "Трудно быть богом" А. Германа.
Кое-какие мысли по итогам просмотра последнего фильма:
http://www.rugrad.eu/afisha/review/boga-net-retsenziya-na-film-trudno-byt-bogom/index.php?SECTION_CODE=review&ELEMENT_CODE=boga-net-retsenziya-na-film-trudno-byt-bogom&back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_element_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D54%26type%3Dnews%26lang%3Dru%26find_section_section%3D-1

Заголовок придумала не я. Если лень куцать ссылку, то текст прилагается:


"В четверг в широкий прокат вышел фильм, который еще задолго до закрытых показов был назван «главным российским фильмом 2014 года». «Трудно быть богом» - последняя работа Алексея Германа, завершенная после его смерти.

Главной ошибкой просмотра фильма, ставшего шедевром и легендой задолго до выхода в прокат, были бы поиски примет одноименной повести братьев Стругацких в сюжете, видах, событиях, перенесенных на экран. Этого делать, конечно, не стоит. Сложно сказать, станет ли более понятным сюжет фильма «Трудно быть богом», если перечитать перед походом в кино повесть классиков советской фантастики. Можно будет в общем и целом держать в голове, что речь идёт об очень странном будущем, что благородные вельможи, которые должны быть чисты и приятно пахнуть, даже если вокруг только грязь, кровь и дерьмо, на самом деле - добрые гости с планеты Земля, которые точно знают, что этот мрачный мир, где происходит беспорядочная гражданская война, нужно спасать. И вероятно, когда-то они даже знали как.

Место действия - Арканар, город-замок, грязный от постоянных липких дождей, человеческой крови и экскрементов. Здесь идёт вечная война, гражданская, по сути, по факту - тупое, злое, бесцельное насилие. «Тоска» - говорит благородный Дон Румата (Л.Ярмольник), натурализовавшийся посланник с другой планеты. Ему тоскливо, рабам, иным обитателям этого мирка такая глубокая эмоция, похоже, не ведома. У них, действующих персонажей, нет целей, мотивов, чувств, даже имен нет. Выражение лица - гримаса идиотического удивления, болезненного безразличия или шутовского кривляния. Нет страсти, нет действия, нет движения в пространстве - только в плоскости. Герои или плавают мертвыми в луже, или передвигаются на четвереньках, или стоят, шатко прислонившись к опоре. Homo erectus, человек прямоходящий, в этой вселенной не нужен, как не нужен и человек умелый. Умение и разум применяются только для создания новых орудий пыток и умертвления. Герои не ведут диалогов, они обмениваются репликами, которые ни на что не влияют. «То, что я с тобой разговариваю, не означает, что мы беседуем», - говорит благородный дон и сворачивает пальцами нос очередному некрасивому человеку.

При этом каждая сцена, каждый план настолько выверены режиссером и оператором, что фильм можно разобрать по кадрам. Детализация и наполненность изумляют. Глаз не отдыхает ни на чем приятном, но каждый отдельный кадр можно изъять и использовать в качестве иллюстрации, наверное, к истории нашей повседневности. Критики отметили, последний фильм классика российского «полочного» кино Алексея Германа в большей степени, чем все предыдущие, про «нашу жизнь». И действительно, отсылок достаточно. Только съемки длились 15 лет, сколько грязи произошло с каждым из возможных зрителей, напоминать нет смысла здесь. По счастью, у зрителя едва ли получится отождествить себя на время просмотра с кем-либо из действующих лиц. Но это, пожалуй, и позволяет воспринимать фильм как образец чистого искусства. Он доносит мысль, что богом быть трудно, да и вообще быть, а не существовать - это не экскурсия по парку в выходной день, тяжело это. И порой очень грязно, но так удобно не замечать грязи и так легко начать воспринимать ее как норму. Чтобы не забыть эти простые истины, стоит посмотреть «Трудно быть богом», причем стоит поспешить - едва ли он задержится в калининградском прокате.

Previous post Next post
Up