Маша Ракель Барселона. Часть 4. "Саграда Фамилия" (Храм Святого Семейства).

Apr 08, 2012 18:50

Антонио Гауди - самый колоритный и самобытный архитектор Испании. Церковь - место богослужений - может показаться неподходящим объектом для тега "bizarre atchitecture", но стоит только приглядеться к архитектуре, и сразу становится понятно, что здание страннее некуда. Этот проект стал главным в жизни Гауди с 1883 года, когда Франсиско дель Виллар передал ему обязанности главного архитектора, и до самой его смерти под колесами трамвая в 1926 году. Начиная с 1914 года он не занимался больше никакими проектами, полностью отдав себя возведению монументального сооружения, ставшего позднее величайшим достоянием Барселоны. Очень немногое в том, что существует сегодня, было завершено при жизни Гауди. Только башня святого Варравы была возведена до кончины архитектора. Она входит в четверку остроконечных башен, возвышающихся над фасадом Рождества Христова. Эта сторона храма самая известная - они запечатлена на бесчисленных футболках, открытках и прочих сувенирах и, в сущности, стала визитной карточкой города.




На первый взгляд, эти конические шпицы, покрытые каменными письменами и усыпанные мозаикой, кажутся просто приукрашенной готикой, традиционной для европейской архитектуры. Но взлетающие в небо островерхие башни - результат работы современных конструкторов-проектировщиков. Взаимозависимость конструкции башен позволила на очень узком остове придать им головокружительную высоту.

Внешняя виртуозность соорудения удалась Гауди после долгой и кропотливой работы с масштабными моделями. Для некоторых моделей сначала на шнурах подвешивались грузы, затем фиксировалось их зеркальное отражение, и получались группы замерших башен. Представьте себе причудливой формы сталактитовые наросты на сводах воображаемой пещеры - вот такими, но устремленными в небо, видел шпили своих храмов автор. Именно так, рассчитывая нагрузки и силу давления, он вовлек в творческий процесс закон земного притяжения. 



Длинные, сверху вниз идущие узкие проемы сделаны сквозными. И это еще один поклон науке, который сделал Гауди. Вытесанные внутри тесных башен спиральные лестницы настолько круты, что высокие ступеньки одновременно служат и перилами, так что ограждения по наружному краю лестниц нет. Ступени вытесаны на внутренних стенах, а в центре башни образуется "глаз" - своего рода каменная труба.



Гауди мечтал, что храм станет для народа барселоны местом общения с Богом, и хотел донести свой замысел до прихожан. Для этого он сделал на фасадах пышный декор, и настолько густо, что каменная резьба и орнамент напоминают украшения парковых гротов и павильонов.



Работал он и с акустикой. В его планах было разместить в пустотах башен длинные трубчатые колокола, оставив свободными их языки, так чтобы каждой башне был дан свой голос - звук определенной высоты и тона. И тогда весь каменный ансамбль превратился бы в грандиозный оргАн, звучание которого слышал бы весь город. Узкие вертикальные проемы  в башнях не скрывали шагающих по лестницам людей. Как-будто термитник, население которого деловито перемещается по всем уголкам. Сквозные проемы зрительно облегчают сооружение, снижают воздействие бокового ветра, продувают спирали лестниц. 





А что мы видим внутри? Деревья, раскинувшие свои ветви где-то на самом верху.











Гауди вообще все свои образы позаимствовал из природы: листики, бутоны, цветки лаванды, ракушки...




К моменту смерти Гауди его архитектура уже была непопулярна. В последующие 60 лет его эксцентричный стиль, так сказать, "принимался к сведению", но считался неактуальным для развития современной архитектуры. И только в последней четверти XX века творчество Гауди было переосмыслено. Усилиями специалистов по истории архитектуры наследие Гауди получило признание не только в академической среде, но и в народе. Ныне его творчество известно не одной Каталонии, а всему миру. Его стиль весьма индивидуален, а глубина замысла и смелость, с которой он совмещал творческий подход и конструкторские идеи, просто поразительны. Из категории "необычных" его работы перешли в сферу высокого искусства. 







.

Барселона, bizarre architecture, Испания

Previous post Next post
Up