Этель Войнич. «Сними обувь твою»
Этель Войнич - просто мастер создания романтических героев и героинь, романтических строго в смысле определения, которое я помню с уроков литературы. Ближе всего к нему вот это, взятое на сайте
http://www.textologia.ru:
Романтический герой - это герой, представляющий личность сложную, страстную, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Это исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Основные черты:
- ярко выраженная индивидуальность,
- герой вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой,
- герой испытывает разочарование,
- герой стремится к какому-либо идеалу,
- герой ощущает раздвоенность бытия,
- герой-бунтарь.
В произведениях Этель Войнич романтическими героями не рождаются - ими становятся. С человеком случается нечто страшное - и это разрушает его мир, калечит его душу, опрокидывает его представление о жизни. Это трагическое событие определяет всю дальнейшую жизнь, оставляет человека один на один против всего мира. И дальше еще много страниц перед нами вот эта самая «вся дальнейшая жизнь».
В романе «Сними обувь твою» у нас имеется героиня, Беатриса.
Роковое событие - попытка изнасилования со стороны отчима. Можно представить, насколько роковым оно является во времена, когда порядочную девушку воспитывают так, что она даже о существовании в нашем мире подобных вещей не догадывается. И что ещё хуже: порядочные люди о таком не говорят.
И Беатриса не рассказывает никому, даже любимому брату, который мог бы ей помочь: «для того, что с ней произошло, слов не было, а всё остальное не имело значения». Ей становится противна сама жизнь, открывшаяся с такой стороны. И до конца жизни она один на один с этой тайной, с вызванными ею чувствами, с постоянной готовностью к самозащите. Пожалуй, это и есть самое страшное: для возникших чувств нет выхода, и они остаются с ней навсегда.
Мне очень нравится эта героиня, и она сделала всё, что можно, для своего спасения, но видимо, в одиночку из такой западни выбраться невозможно. Её нельзя назвать счастливой ни в какой момент жизни.
И поэтому немного досадно: почему брат не задает ей вопросов при встрече? Неужели он не видит, что она сильно изменилась?
И ещё досаднее за Генри, будущего мужа. Вообще, повествование начинается с его точки зрения, и сначала он вызывает некоторую симпатию. Как можно заметить, он неглуп и достаточно внимателен к чувствам девушки: он видит, что с ней что-то происходит, что её что-то мучает, что она несчастна. Ему это небезразлично. И до свадьбы он ещё пытается понять и выяснить, и беспокоится, и делает ошибочные предположения, и, наконец, начинает подозревать её во всех грехах. Но после свадьбы, едва убедившись в её девственности, сразу успокаивается. Дальше в течение всей жизни он уже не замечает, что она по-прежнему несчастна, её по-прежнему что-то мучает. И вот меня «мучает» вопрос: мог он или не мог вывести эту тайну на поверхность? Если бы был чуть более внимателен и …добр?
Но чего нет, того нет. Нельзя сказать, что эта история - сплошной мрак, в ней есть и светлые моменты. Как и в любой жизни.