Без "Друзей" меня чуть-чуть, а с "Друзьями" много!..

Jun 29, 2016 13:15

Пришло время поговорить о друзьях. Вернее, о «Друзьях». Страшно подумать, но прошло уже двенадцать лет после его окончания - это сколько же нам-то?! А впрочем, почему страшно? Какая разница, что за дата стоит в паспорте и какое число подсказывает упрямая логика, если вместе с этой шестеркой ты проживаешь свою молодость снова и снова.

Этот сериал стал долгожителем не только в прямом смысле слова (10 сезонов неуменьшающейся популярности - это по телевизионным меркам очень много), но и в том плане, что он не теряет своей популярности и сегодня - 12 лет зрительской любви после окончания съемок - это почти недостижимо (особенно сегодня, в эпоху плотного заполнения всевозможных эфиров контентом для зрителя на любой вкус). Практически в любом профиле соцсетей есть хотя бы одно упоминание сериала, особенно популярны видео «нарезки» с забавными диалогами. А намек на возможное продолжение в киноформате вызвало такую бурю самых разных реакций, что феномен «Друзей» свершившийся факт.

Когда пересматриваешь в очередной раз очередной сезон, приходишь к нескольким выводам. Во-первых, иногда кажется, что этих шестерых ты знаешь лучше, чем своих реальных знакомых. Моника, Рейчел, Фиби, Росс, Чендлер и Джоуи стали часть твоего круга общения, их характеры для тебя предмет непрестанного удивления и изучения, а их шутки уже давно вошли в твой речевой обиход. Во-вторых, никакие попытки повторить историю житья-бытья настоящих друзей не смогли стать достойной сменой для этого сериала, несмотря на то, что авторы последователей очень старались придумывать различные «фишки», следовать за прописанным характером героев. Наверно, секрет обаяния «Друзей» в том, что они не статичны, не предсказуемы, а меняются и живут, смеются над собой и друг над другом…

Из стандартного ситкома, из комедии положений «Друзья» стали для своего поколения фактором, определяющим юмор, в какой-то степени цензом. Конечно, интеллектуальным этот юмор не назовешь, но он понятный для совершенно разных категорий зрителей, и, если можно так сказать, он почти интернационален. Плоским его не назовешь, поскольку самоирония придает ему определенную глубину и объемность. А легкость подачи не утяжеляет его, переводя в разряд псевдофилософских рассуждений.

Но самое ценное - то, наверное, система образов, как определило бы это советское литературоведение. Каждый в этой шестерке играет свою незаменимую роль, не превращаясь в набор условных характеристик - простак, шутник, ботаник, красотка, хиппи, жилетка. Поэтому так хочется отправиться в мир их уютных квартирок, ясных отношений, радостного взгляда на мир, хочется попасть на их островок взаимопонимания и дружбы, который есть там, в большом городе, где, как нам казалось до сих пор, властвуют только суета, прагматизм и деловитость.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Друзей» пересматриваешь снова и снова. Хотя бы потому, что он может рассмешить тебя в тот момент, когда, кажется, ничто другое рассмешить уже не может. И здесь невольно вспомнишь известную пословицу о том, что не имей сто рублей, а имей сто друзей. Только с маленькой поправкой: не имей сто рублей, а имей все сезоны «Друзей».

Несерьезный жанр, Кинозал для одного

Previous post Next post
Up