Бесконечно можно наблюдать три вещи - воду, огонь и сериалы производства ВВС. Сколько бы мы ни говорили о магии и красоте этих фильмов, кажется, что до секрета их магнетизма нам так и не удастся дотянуться. Ищешь, анализируешь, вроде бы находишь ответы, складываешь и делишь факторы, выводя какую-то замысловатую арифметику, но вот находишь новый и еще не изученный сериал, и забываешь все свои прагматичный выкладки. И понимаешь, что даже такие слова, как магия или волшебство не смогут объяснить тебе, почему ты жадно вновь прильнул к экрану, но есть слово, которое объясняет многое - атмосфера!
Действительно, нельзя назвать волшебством то, что делает ВВС, ибо для внимательного зрителя нет никаких сомнений в том, что легкость восприятия достигается лишь ценой огромных усилий каждого члена съемочной группы - от сценариста до костюмера, от режиссера до декоратора. В этом отношении не стал исключение и сериал «Чуть свет - в Кэндлфорд», но оригинальное название «Lark Rise to Candleford» переводят и по-другому: «Из Ларк Райза в Кэндлфорд». А эта путаница связана с тем, что в повествовании фигурируют два населенных пункта - городок Кэндлфорд и соседняя с ним деревушка Ларк Райз, название которой можно лирично перевести как «вместе с жаворонками», то есть очень рано, и таким образов на английском получается красивая игра слов. Все, что случается в сериале, происходит в либо городе, либо в деревне, либо на дороге между ними, по которой ежедневно ходят почтальоны кэндлфордского офиса - главные герои теленовеллы.
Постепенно ты привыкаешь к этой дороге, а к концу сериала уже умеешь ориентироваться на местности, и то, что осознаешь, что все это происходит в окрестностях Оксфорда, почему-то добавляет тебе особую радость и чувство сопричастности.
Можно сказать, что мы, вслед за создателями этого фильма, погружаемся в ностальгию, по далеким (или не таким уж далеким) временам, по особым отношениям между людьми, и почти недостижимым сегодня ощущением жизни. В какой-то момент мелькает мысль, что ты оказался подвержен так называемой теории золотого века, считая, что лучшие времена позади, но твое мест именно там - в туманно-прекрасном прошлом. Возможно, психология рассматривает эту тоску по иным временам как особое состояние нашего сознания, но то, что в потоке повседневности и обыденности может стать попыткой сбежать от действительности, в искусстве может стать источником вдохновения, превратиться в выразительное средство, мотив. Британская идеализация своей истории, своего образа жизни, своего мировосприятия создала феномен британского исторического кино.
Причем не так уж важно, снимается ли это кино по литературному произведению или представляет собой оригинальный сюжет, воплощается ли в виде кинофильма или телесериала. В любом случае мы получим возможность перенестись в другое время, вдохнуть аромат эпохи, полюбоваться непреходящей элегантностью и, наконец, понять, что лучшего нашего времени, лучше сегодняшнего дня быть не может. Хотя бы потому, что при всей идиллии ушедших веков, у них не было возможность путешествовать по времени с помощью кино, не было возможности приумножить свою жизнь многократным проживанием ее в разных фильмах и сериалах.
И, не отказываясь от своего времени, живя в согласии с его ритмом и характером, мы все-таки можем многому научиться у людей прошлого. Наблюдая за жизнью провинциального почтового отделения, хочется так же, как они, жить неторопливо, работать с удовольствием, подходить основательно ко всему, что делаешь, чаще смотреть по сторонам, радуясь пышной красоте мира вокруг нас. В простых сюжетах каждого из эпизодов сериала «Чуть свет - в Кэндлфорд», которые выходили в течение четырех сезонов (2008-2011), раскрывается тема красоты жизни в ее простоте - она не лишена трудностей, но, возможно, именно в их преодолении заключен глубокий смысл.