Современное российское кино уже давно переживает не лучшие свои времена. Несмотря на частые успехи на всевозможных фестивалях, оно не рассчитано на зрителя, ищущего здесь не только пищу для размышлений, но и отдохновение от забот. Складывается ощущение, что у него две крайности - интеллектуальный артхаус или низкий жанр.
На этом фоне ярко выделяются фильмы «Квартета И»: «День выборов», «День радио», «О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины» и «Быстрее, чем кролики». Умный юмор завоевал сердца зрителей, в то же самое время театральная публика давно обеспечивает аншлаги на всех их представлениях на столичных сценах. Четыре актера превращают, казалось бы, такие обыденные ситуации в фейерверк смешного, комического и иронического.
Особо соблазнительным выглядит разговор о фильме «О чем говорят мужчины» (2010), потому что и сам фильм - один большой разговор. Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин и Александр Демидов блестяще разыгрывают полилог в стиле «роуд-муви» (дорожное кино): по дороге в Одессу четверо друзей обсуждают самые насущные для мужчин среднего возраста проблемы. Почти все действие (или бездействие) фильма происходит в автомобиле Камиля. И вот это особая форма повествования делает фильм практически революционным для российского кинематографа - вроде бы ничего не происходит, но напряжение не отпускает зрителя, приковывает его внимание к экрану.
О чем могут говорить четверо мужчин, оставшиеся наедине друг с другом без груза семейных и рабочих обязанностей? Ну, наверное, о женщинах, о машинах, о футболе, а еще об искусстве, жизненных принципах и воспоминаниях детства. Все эти темы переплетаются в часто нелогичных и непоследовательных беседах, герои друг друга перебивают, подшучивают над слабостями друг друга, и в этой непосредственности отчетливо вырисовывается история их дружбы, впрочем, об этом чуть позже.
Главной темой любого мужского разговора, конечно же, становятся женщины! Леша, Слава, Камиль и Саша бесконечно обсуждают не только их, но и свои отношения с ними. После выхода фильма, многие говорили, что из него женщины узнают о себе много нового, но мне кажется, что не меньше они узнают и о мужчинах. Ну, во-первых, что мнение о говорливости женщин сильно преувеличено - оказывается, мужчины говорят никак не меньше женщин. Во-вторых, что миф о сдержанности мужчин в оценках тоже остается всего лишь мифом. А в-третьих, что мужская уверенность в собственной неотразимости чаще становится лишь отражением внутренней неуверенности в себе. Об этом последнем мы, женщины, конечно же, догадывались, но услышанное непосредственно из уст самих мужчин обладает большей убедительностью. Но самое главное открытие кроется для нас в той части разговоров, где мужчины говорят о детстве - часто мы не предполагаем в них такой сентиментальности: «Мне когда было четырнадцать лет, я думал, что сорок лет - это так далеко, что этого никогда не будет. Или будет, но уже не мне. А вот сейчас мне практически сорок, а я понимаю - действительно не будет! Потому что мне до сих пор четырнадцать. Получается, взрослых нет. Есть постаревшие дети. Лысые, больные, седые мальчики и девочки».
Очень приятным и важным лейтмотивом фильма становится история дружбы четверых ребят, за которой угадываются эпизоды истории между самими участниками «Квартета И», дополняет это ощущение тем, что у героев те же имена, что и у артистов, играющих их. Поэтому порой сложно понять: они говорят от собственного имени или от имени персонажей. То есть за пределами фильма и пьесы «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», по которой он снят, есть история каждого из этих людей и их взаимоотношений. На это намекают нам шутки исподтишка, недомолвки, обрывочные воспоминания - никто ничего не поясняет, зритель как бы просто подглядывает или становится случайным свидетелем этого разговора, длиной в двое суток.
Думаю, что именно этот фон заставил ребят спустя год вновь вернуться к этим героям в фильме «О чем еще говорят мужчины» (2011), кроме того, здесь право голоса получили еще и женщины - жены Камиля и Леши и бывшая подруга Саши. Это дает робкую надежду на то, что однажды «Квартет И» возьмется за создание фильма «О чем говорят женщины».