У Рея Брэдбери принято любить «Вино из одуванчиков», «451 по Фаренгейту» или «Лето, прощай!». Но для меня самой запоминающейся стала его книга «Дзен в искусстве написания книг». Это своеобразное руководство писателя о том, как писать книги, что, в общем, понятно из названия. Вернее, это собственное описанием писателям его творческого метода.
Помню, как искала книгу, чтобы взять с собой в поездку. Хотела, чтобы она была захватывающей, легкой для восприятия, и, что для меня очень важно, в приятном оформлении. Выбрала сначала автора: Брэдбери, безусловно, один из самых приятных попутчиков. Но для меня самой было неожиданностью, что я взяла с собой нон-фикш вместо чего-то интригующего, условных марсианских хроник. Читала весь полет, не могла оторваться, и, возможно, это одно из самых интригующих произведений для меня. С тех пор это одна из моих любимых книг, а Брэдбери стал не просто писателям, а близким человеком. Кажется, что я провела не один час за личной беседой с ним.
Писатель последовательно рассказывает о том, откуда он черпает вдохновение, где ищет сюжеты своих великолепных рассказов, как работает над каждым из них. Конечно, повторить его творческий подход невозможно, и не стоит этого делать, наверное. Но любому, кто любит литературу и интересуется ею, будет очень любопытно почитать «Дзен в искусстве написания книг». А неповторимый стиль Брэдбери, его юмор оставляют ощущение, что он говорит с тобой один на один.
Поэтому могу сказать, что я встречалась с ним. Да и вообще, всякий раз, открывая книгу, мы ведь по-настоящему общаемся с писателем. Но Брэдбери - совершенно особенный случай. Ведь и в других произведениях мы тоже приближаемся к его личности, его судьбе максимально: и «Вино из одуванчиков», и «Летнее утро, летняя ночь», и «Лето, прощай!» - это автобиографические произведения, причем подробно автобиографичные. И все-таки я не отказалась бы от возможности еще раз поговорить с Брэдбери и задать ему вопросы о его жизни и литературе, о любимых писателях, о том, каким он видит будущее человечества.
Конечно, многие фразы из книги остаются в памяти, и порой так ясно ощущаются, что кажется, ты слышишь их голосом самого писателя. Но некоторые любовно выписываешь, чтобы сохранить эти послания великого мечтателя к тебе: «…жизнь - привилегия и подарок, а вовсе не право. Если нас одарили жизнью, надо ее отслужить. Жизнь требует что-то взамен, потому что дала нам великое благо - одушевленность.
И пусть искусство не может, как бы нам этого ни хотелось, спасти нас от войн и лишений, зависти, жадности, старости или смерти, оно может хотя бы придать нам сил».