Эта фотография хранится в личном архиве Сталинат Кафоевой. О том, где и когда она была сделана, говорит надпись в левой части снимка: «Знатные девушки Каб-Бал. на экс. по Пятигорску 17-I-36 г.» Одна из этих знатных девушек - мать Сталинат Мараль Жебраиловна Кафоева.
Несмотря на то, что лиц на этом фото практически не разобрать, оно представляет большой интерес и для обычных зрителей, и для исследователей - антропологов и этнографов. Что же можно «прочитать» по этому кадру, все сведения о котором - это скупая надпись, да несколько имен участников (если повезет еще их восстановить).
Фото это говорящее и прежде всего именно это немногословной аннотацией. И взгляд цепляется прежде всего за слово «знатные»: дело в том, что с Октябрьской революции не прошло еще и двадцати лет, а с момента окончания Гражданской войны и того меньше. И все это время новая Советская власть активно боролась с «пережитками прошлого» - преследовала бывшую аристократию, перестраивала сельское хозяйство, выживала все, что напоминало бы о прежнем укладе жизни. Поэтому особенно странно появление такого слова как «знатные» относительно именно той группы людей: здесь на эту экскурсию были собраны передовички и активистки республики, они претворяли в жизнь поставленные государством задачи. Это были ликвидация безграмотности, строительство школ, комсомольское движение, устройство колхозов и так далее.
Язык - очень чувствительный орган чувства народа и общества, немедленно фиксирующий малейшие изменения, и поэтому по одной этой подписи можно сказать, что власть, государство в этот момент занялись созданием новой знати, которая пришла бы на смену знати по праву рождения. Новая знать - это строители нового общества, и важное место в этой иерархии занимала теперь женщина, ее огромный потенциал как организатора, работника и генератора идея Советская власть использовала настолько полно, что СССР в какой-то момент одна из передовых стран в женском вопросе, пусть это и называлось в то время феминизмом или движением суфражисток.
И пусть мы не знаем всех имен, но и так можно судить о том, что это фото - портрет целой эпохи. Эпохи женщин, которые первыми взяли на себя ответственность за будущее. Их образы хочется рассматривать бесконечно: длинные пальто - дань новой моде и завоеваниям революции («пальто горянке»), белые платки на головах с длинной бахромой - дань уважения традициям и неготовность отказаться от них, калоши поверх шерстяных носков на ногах - примета времени и примета бедности, и улыбки на лицах - примета юности и веры в будущее. В будущее, которое окажется таким безжалостным именно к «новой знати». И конечно в такой группе не могло обойтись без гармонистки, наверняка, это даже кто-то из тех женщин, чье имя народная молва сохранила до сих пор.
Следующий мотив фотографии, достойный внимания, это само место - город Пятигорск. Здесь считывается не только культурная информация о нем, но и интересный факт - в начале 1930-х годов район Пятигорья по предложению Микояна был передан Ставропольскому краю, до этого, наряду с Нальчиком это был важный городской узел для населения нынешней Кабардино-Балкарии. О значении Пятигорская как важного историко-культурного центра говорит хотя бы тот факт, что Пединститут изначально располагался именно там, как и некоторые другие важные социальные объекты и учреждения. Поэтому в 1936 году он еще не воспринимался как часть другого региона, это был близкий, знакомый и родной город, куда ездили учиться, за медицинской помощью или на воскресный базар.
Фото сделано так, что можно подробно рассмотреть город словно бы с высоты птичьего полета. Пожалуй, это панорамный вид будет интересен знатокам и исследователям истории и архитектуры Пятигорска. Оно могут с уверенностью сказать, что кадр сделан «с Орла», то есть с того места на склоне Машука, где стоит скульптура-символ города. А за группой знатных девушек можно рассмотреть многие знаковые места и здания города: башенки Лермонтовской галереи, гостиница «Бристоль», фотоателье призера Парижской Всемирной выставки Раева, можно рассмотреть и Лазаревскую церковь и так называемую дачу Эльзы, которая в те годы была санаторием «Красная звезда».
И еще одна деталь, к вопросу об изменениях климата: оказывается и до современного периода глобального потепления, на Кавказе бывали бесснежные зимы, как минимум, середина зимы 1936 года была именно такой.