МУЗЫКА НА КРАЮ ПРОПАСТИ

Jun 05, 2019 21:45

2 июня в Железноводске в рамках кинофестиваля «Герой и время» выступили с концертом Эмир Кустурица и «The No Smoking Orchestra». Не сказать об этом событии нельзя, потому что оно из ряда вон выходящее. Впрочем, как и сам Кустурица.



Создатель югославской вселенной и современного балканского эпоса полтора часа пел, играл на гитаре, говорил по-русски и заряжал площадь перед Пушкинской галереей такой энергетикой, ради которой не жалко ехать в другой город, ждать и наблюдать, как подходит публика, и снова ждать, когда начало задерживают на полчаса. Космос Эмира Кустурица так притягателен, что ты мечтаешь оказаться в его черной дыре - чтобы тебя затянуло туда насовсем, ну или хотя бы на как можно большее время. В этой атмосфере даже полтора часа кажутся с одной стороны вечностью, за которую ты успеваешь столько всего испытать, почувствовать и передумать, а другой, вечность эта так мимолетна…

Группа «The No Smoking Orchestra» существует с 1978 года, она меняла названия и состав, но ее создатель и идеолог «Доктор» Неле Карайлич остается в ней неизменно. Сам Эмир начинал здесь как бас-гитарист, а одно время барабанщиком бэнда был Стрибор Кустурица - сын режиссера. Широкому зрителю «The No Smoking Orchestra» известна как исполнители саундтреков к культовым картинам «Черная кошка, белый кот» и «Жизнь как чудо», но и самостоятельно, в отрыве от югославского сказочника, музыка этой группы не оставит равнодушным никого - балканский разудалый азарт, бездонное жизнелюбие и глубинная, но непрерывная нота славянской тоски превращают концерт в твое внутреннее переживание.

Эти композиции, начинающиеся спокойно или весело, но к концу ускоряющиеся так, что кажется закручиваются в какой-то стремительный водоворот, это словно последний рубеж, за которым отчаяние уже полностью поглотит тебя. Группа, возникшая на закате югославской эпохи и пережившая вместе с народом балканскую войну, не может не знать об отчаянии все, как и киновселенная Кустурицы. Так веселиться, как герои фильмов Эмира, и так петь, как «The No Smoking Orchestra», можно лишь накануне падения прежнего мира - когда ничего больше не осталось, а для слез не хватает ни сил, ни времени. Все эти чудаки, цыгане, убежденные коммунисты, упрямые ослы с горных троп, отшельники и деревенские старики будто бы выходят вместе с Кустурицей на сцену.

Режиссер перетекает из одного в другое - он писатель, музыкант и рассказчик, шоумен, певец и друг, и в каждой из этих ипостасей он продолжается, они неразрывны и невозможны друг без друга. Поэтому каждая песня еще больше рассказывает о фильмах, а рассказы из маленькой книжки «Сто бед» читаются как откровения, словно автор только тебе доверил печали и радости своего сердца, измученного любовь и болью.

Концерт вовлекает тебя в свое нарастающее веселье и ты уже не чувствуешь под собой ног и земли - они танцуют независимо от твоего желания, заранее зная ритм, которому подчиняется все - музыка, творчество, гармония, потому что это ритм самой жизни, ее пульс. Южнославянский хронотоп отличается своим умением преодолеть вечные поиски истины, бога и красоты. Преодолеть и радоваться, что вот сейчас пусть немного, но кое-что нам все же осталось: еще можно вдохнуть, еще можно увидеть яблоко на верхушке дерева, еще можно улыбнуться. И ты отдаешься этому угару радости, потому что находишься в таком поэтичном месте, кругом тебя лесистые горы, жаркий день сменился летней ночью, а на сцене несколько человек, которые очень любят то, что они делают.

Но когда Эмир безыскусно подпевает скрипке, которую щиплет пальцами тот самый «Доктор», слезы выступают на глазах сами, как несколькими минутами раньше сами танцевали ноги. И понимаешь, что славянская тоска у этих сербов никуда не делась, они лишь отвечают на нее музыкой. И бесконечной любовь к жизни вопреки ее ужасам…

Воспитание чувств, Удивительные встречи, Я только жизнь: люблю - и существую!, Я живу в кино

Previous post Next post
Up