...Говорят, пришел раз Мудрец Ху к Страшному Человеку и, в дом его войдя, обмел порог своею бородою, а после душеспасительную притчу поведал. Страшный же Человек Мудрецу Ху на лысину плюнул и премерзко ухмыльнулся. "Как понять мне действия твои?" - воскликнул Мудрец Ху, на что ответил ему Страшный Человек: "Ты хотел порог дома моего бородой своей обмести и притчу об Истине поведать - я не мешал тебе в этом. Мне же более всего хотелось на лысину твою плюнуть. Так и ты мне в этом не мешай."
...Однажды Старик Ху заметил в беседе со своим учеником, что нет ничего полезнее, нежели сон на свежем воздухе. Прослышав об этом, множество народу жестоко покалечились, а то и вовсе погибли, выпрыгивая из окон высоких домов лежа на циновках, ибо другого способа заснуть на воздухе, а не на полу либо на земле, измыслить не могли. После этого Мудрец Ху хотел было обречь себя на молчание, но, поразмыслив, напротив, пошел к своим соседям и прочел им несколько проповедей, принесших свои благостные плоды.
..Однажды к Мудрецу Ху пришел его ученик и пожаловался, что вне стен храма сложно ему думать о высоком. "Настоящий мудрец достигнет просветления и в отхожем месте", - заметил вещий старик, после чего в оном отхожем месте ученика и запер. Однако, когда мудрец, в силу известной нужды, через некоторое время отодвинул засов на двери, обнаружил он, что дверь прикрыта изнутри, ученик же распевает хвалебные гимны, в одночасье просветления достигнув и на мирскую суету отвлекаться не желая. Мудрый старик, работы не гнушаясь, вырыл новую яму и строенье над ней воздвиг, однако и оно тут же было занято одним из толпы учеников, прослышавших о своем счастливом собрате. Тогда Учитель Ху, лопату бросив, удалился в пустыню и пробыл там долго...
...Говорят, Старик Ху к мудрости великой стремясь, частенько поднимался на высокую гору и думал там о высоком ... Это вошло у него в привычку, дошло даже до того, что когда приходила ему надобность подумать о чем-то низком, приходилось спускаться ему в низину.
..Однажды пришел к Мудрому Старику Страшный Человек. "Когда я вижу ребенка - разрываю его на части и громадную радость при этом ощущаю! - вскричал он, рыча и исходя пеной, - когда я достаю рукой до чужой головы - бью рукой, если же ногой - бью ногой, ибо страшен в гневе... Если же кто-то раздражает меня, то я просто убиваю его и чувствую громадное облегчение!!!". Тогда Мудрый Старик достал из-под циновки пищаль и метким выстрелом сразил наповал Страшного Человека, страшными его мозгами циновку испачкав при том изрядно. Однако пару минут прождавши, чувства громадного облегчения не испытал, посему счел гостя в оном вопросе неправым и от учения своего, добро и всепрощение проповедующего, не отступился.
... Как-то в беседе с одним из своих учеников Мудрец Ху заметил, что подобен зловонной гиене тот, кто после приема пищи зубов не почистит. Раз, будучи в пустыне, оный ученик, приняв пищу, увидел, что нет у него воды, дабы последовать наставлениям старца, чистки зубов касаемо. Тогда тяжелым камнем вышиб он себе зубы все, ибо нет надобности очищать то, чего не имеешь. Вернувшись, поведал оный ученик о подвиге своем, на что Учитель сказал: "А все же лучше бы ты их почистил, хотя бы и позже", после чего удалился ученик в пустыню, зубы свои долго там искал, а нашедши, чистил с превеликим тщанием, хвалебные гимны шепеляво небу вознося.
..Говорят, один из учеников Отшельника Ху жизнь вел разгульную, деньгами неправедно нажитыми сорил, дев бесчестил и хулу на небеса глаголил... А где же мораль сей притчи? А моралью-то в этой притче и не пахнет.
Однажды Правитель местных земель так сказал о мудреце Ху: "Дабы обессмертить имя достославного мудреца, надобно высечь его на гранитном камне посреди площади!" И что же? Не зная, вещего старика ли высечь, или имя его, служители высекли обеих.
...Говорят, в доме Старика Ху всегда множество разного народа гостевало, учениками его называясь. И часто вопрошали они учителя: " Ходят слухи, что бессмертен ты. Ужель и впрямь нет у тебя места уязвимого? Если есть - назови его нам, дабы, зная о нем, охранять тебя могли мы." Не таясь отвечал им Учитель, что если к обеду сладкие бататы поданы будут, или пол в комнате мудреца подметут засветло ученики его, то силы мгновенно лишится он. И что же? Стараньями учеников своих жил мудрец весьма безбедно...
...Рассказывают, что Учитель Ху в доме своем держал с десяток хомячков и частенько, на них указуя, так говорил своим ученикам: "Столь долог срок живого существа, сколь это кармой его предопределено. А в жилище моем столь святость велика, что очищается карма бедных зверьков, и на четвертый или пятый день они уже в следующее, лучшее перерождение уходят...И ведь что интересно, стоит мне им воды или еды дать, как, в грех чревоугодия впав и карму свою тем утяжелив, долго еще живут они в животном обличье своем, в лучшее перерождение не уходя!"
...Говорят, встретил однажды Мудрец Ху бродячего проповедника, коий, едва глянув на благочестивого мудреца, такие речи завел: "Не убий, о отрок, ибо в следующей жизни своей родишься ты тем, кого убивал в этой...Убьешь птицу - станешь птицей, тобой убиваемой, убьешь рыбу - станешь рыбой, тобой выловленной..." И долго так разглагольствовал он, Учитель же Ху нимало смыслом речей сих не опечалился, ибо убивал лишь Время, коим и планировал в следующей жизни возродиться.
...Говорят, шел однажды Учитель Ху пустыней, и встретилась ему засохшая сакура. "О, сколь горестно ты, дерево, сколь безвидно и убого, чахлое, трижды чахлое во песках!" - вскричал Мудрец. "На себя посмотри," - мрачно ответила сакура мудрецу, ибо и старик не цвел и не зеленел.
...Говорят, худшим из пороков считал Страшный Человек неблагодарность людскую, посему старался жить так, чтобы благодарить его было не за что.
...Говорят, Мудрец Ху собрал однажды своих учеников и так сказал им: "Поведаю я вам историю о том, как шел лисовин по пустыне и узрел мышиную нору. Тотчас же сунул он туда лапу, намереваясь раскопать оную нору, но тут другую нору чуть в стороне заприметил, когда же и туда он лапу запустил, углядел и третью нору... А вскоре всеми четырьмя лапами в четырех ходах мышиных застрял посередь пустыни жадный лисовин, в песок провалился, да так и погиб. Чему же учит нас притча?". "Мир сей подобен пустыне и, привязываясь к благам его, страстями, и более всех прочих жадностью терзаемый, человек гибнет!" - вскричали ученики. "Может, и так, - ответил им отшельник, - но я все думаю, что если бы лис шел по пустыне на лыжах, не смог бы он просунуть лапы в норы, и беды бы не приключилось..."
(с) Книга тысячи поучений