У погребального костра. Жизнь и смерть долины Катманду

Feb 15, 2013 11:15

Вобщем-то долго думала стоит ли публиковать свой фото-рассказ. Настолько сокровенно было то, что происходило на моих глазах, что долгое время не решалась.

Итак, место действия - набережная Багмати, протекающая через центр города Катманду священная река, индуистский храмовый комплекс Паушпатинатх. Разделяющая его на две половины река, является местом, где ежедневно происходят индуистские обряды сожжения трупов.

Живые и мертвые, жизнь и смерть так тесно соседствуют тут друг с дружкой.

Еще на подходе к комплексу продают разноцветную пудру. Как мило, не правда ли?


Только потом окажется, что это не для настроения, а для ритуала, ею обильно посыпают лицо покойного перед сожжением.

Переходя реку видим множество картин из жизни по ее берегам.


Здесь в реке чистят зубы, купаются, тут расположился старичок, старательно надраивающий грязную посуду.


Дети, стирающие белье.


А вы только загляните в воду. Лишь воображение сможет подсказать, что там


Зной, превращающая мир в бесформенное марево жара. А вот прилегла прямо на поминальном гхате отдыхать женщина.


На следующем гхате сидит другая женщина с грудным ребенком.


Тихо-мирно в общей свалке пасутся коровы.


За происходящем на другом берегу внимательно наблюдает обезьяна, рассевшаяся на свежевыстиранном белье.


Пару раз я была свидетелем того, что огромные корзины с мусором тут же, на территории комплекса переворачивали прямо в воду. Да, Багмати - священная река, впадающая в Ганг, которая всю грязь и пакость мира, смерть, болезнь и тление очищает в своих водах, дарит чудодейственное волшебство и превращение.

Быть сожженым здесь - большое счастье, гарантирующее покойнику лучшее перерождение в следующей жизни. И не каждый может это себе позволить.

Итак, вначале мертвое тело омывают в водах. На специальных ритуальных носилках укладывают на дрова.

Затем посыпают пудрой.


Зажигают огонь и самый близкий родственник обходит с ним тело.


Затем поджигает…


И вот уже пламя очищающим светом горит на теле, остается только подкинуть охапку сухой соломы, чтобы посильнее распространился огонь.


Проводы в иной мир здесь очень публичны. Наблюдают за этим действом не только обезьяны. Местные жители, расположившись на мосту жизнерадостно наблюдают за происходящим, иногда даже пощелкивая затвором фотоаппарата. А под горящим телом в воде копошится руками подросток, выискивая в куче останков уже попавших в воду, какие-инбудь ценные вещи.


Очень часто человеческое горе в разных уголках мира может быть сглажено тысячами слов о том, что «религия у них такая», «они все воспринимают по-другому, не как мы». Это не правда, я видела отчаяние, слышала горестный плач ребенка, видела, как прижимает и утешает его отец, потому что его мать сегодня оказалась в костре на погребальном гхате.

Мимо проносят на носилках следующее тело и так до бесконечности работает местная фабрика.


И вот уже весь комплекс дымит человеческими перерождениями.


После того, как тела прогарают, остатки от костра сбрасывают в реку.
Самые жизнеродостные и цветные персонажи здесь - садху - индуистские монахи-отшельники, ведущие между собой разговоры за-жизнь….


...и с удовольствием за деньги позирующие туристам.

индуизм, катманду, кремация, паушпатинатх, непал

Previous post Next post
Up