Ездили мы тут на Бали на свадьбу друзей Рона. На Бали- потому что там нашелся священник, готовый эту пару обвенчать. Дело в том, что жених - католик, а невеста - мусульманка. Так получилось, по рождению. В Индонезии из-за старого (с 50-60х годов) страха перед коммунистами-атеистами надо обязательно надо верить в Бога, хотя бы по паспорту (вернее, идентификационной карточке). И верить, грубо говоря, можно только в 5 направлениях: в Аллаха (в исламе, католицизме, протестантизме, куда относят с легкой руки и православие, используют одно и то же слово), Будду («но мы-то знаем, что этот остров необитаем», т.е. какой же из Будды Бог, я в этом смысле), индусских богов. Известный политик и религиозный деятель Гус Дур, который недавно ушел в мир иной, признал и Конфуцианство как одно из допустимых направлений религиозной мысли, чем очень обрадовал местных китайцев. Он вообще много еще чего для них хорошего сделал.
Брак должен регистрироваться, в первую очередь, религиозными институтами, а потом уже гражданскими, за исключением случаев, когда женятся мусульмане - регистрация брака происходит одновременно и религиозная и светская.
В общем-то, существуют выходы из такой дурацкой ситуации: можно перейти в другую религию (по-настоящему или нет - это уж на усмотрение) или уехать и пожениться за границей, да и, видимо, жить там (в последнее время браки, заключенные заграницей, Индонезией признаваться перестали, вроде как). Так или иначе, часто происходит разрыв с родней.
У друзей Рона есть такие варианты:
Последняя пара, к кому мы на Бали ездили: девушка как бы стала католичкой, перед свадьбой ходила к пастырю, церемонию вел католический священник. Идентификационную карточку она делает себе новую, католическую. На свадьбе были только друзья из университета и прихожане. Семья ее знать не хочет.
Пара, живущая сейчас в Норвегии (муж пишет там докторскую): он протестант, она - мусульманка. Поженились по норвежскому законодательству. Жить собираются тоже там. Семья жены брак пока так и не признала.
Подружка Рона, учившаяся во Франции по стипендии TOTAL (одной из крупнейших нефтяных компаний в мире) познакомилась на деревенском фестивале с местным библиотекарем, никогда за пределы своего Прованса не выезжавшего. В Индонезийском посольстве, как я поняла, их не приняли. Поженили их только в загсе, регистрирующем браки сексуальных меньшинств. Необъяснимо. Девушка должна была отработать в TOTAL на БаликПапане 2 года. Отработала. За это время муж приезжал к ней два раза. Его постоянно рвало и поносило от индонезийской еды. С декабря прошлого года они живут во Франции.
А еще у нас есть много друзей в смешанных браках, где мужья (англичане, американцы, голландцы) приняли ислам, и это никак не повлияло на отношение их семей к ним. Это я к тому, что не в исламе дело.