Андрей Рублев и Петр Барановский

Feb 11, 2014 23:37


В выходные рано утром по какому-то из каналов (наверное по "Культуре", но не точно) показали документальный фильм про Петра Дмитриевича Барановского. Какой-то ангел толкнул меня в бок, чтобы я проснулась и этот фильм увидела. И узнала множество дивных деталей о жизни великого - можно не бояться этого слова - человека.

Петр Барановский спасал от разрушения храмы. Всю жизнь. Обмерял, строил чертежи, принимал решения, строил своими руками, создавал школу реставраторов, собирал энтузиастов для реставрационных работ, спорил с начальством. Он знал, что делал, и делал то, что знал. Он спасал храмы именно в той стране и в то время, где их сознательно и прицельно разрушали. Мне показалось, что в фильме прозвучала цифра "спас больше ста храмов", но может быть, я сама ее придумала во сне.


Вот это - Петр Барановский в молодости. Родом из Дорогобужских крестьян. А прожил он 92 года. Похоронен в Донском монастыре.

Наверное, нет никого из моих друзей, кого я не водила бы в Андроников монастырь. Это мое родное место, я родилась там рядом и ходила туда дышать тамошним воздухом, когда никакого музея там не было, не говоря уж о службах в соборе. И хожу туда всю жизнь, хотя и с перерывами. Но о том, как Андроников монастырь был спасен Петром Барановским, узнала позавчера - в день рождения Петра Дмитриевича (потому и фильм, наверное, показали).

Про Барановского вообще ходит много легенд
[Читайте дальше]

- как он залез в ковш экскаватора и не дал разрушить храм Василия Блаженного (по другой версии - забаррикадировался в самом храме). Все, конечно, сплошные басни. А вот из достовернейших сведений было то, что Барановский нашел свидетельства о плите с могилы Андрея Рублева, Он сделал об этом в высшей степени научный доклад в 1947 году. И вся научная общественность очень взволновалась, и даже начальство в конце концов поменяло планы и монастырь остался цел. Доклад очень длинный, цветистый и научный, как положено.
Вот его начало:

О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА
(Доклад П.Д.Барановского на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР, 11 февраля 1947 года)

Сегодня мы впервые отмечаем годовщину - 517 лет со дня смерти Андрея Рублева. Эта дата до сих пор не была документирована и выявилась в окончательном виде благодаря моим научно-исследовательским поискам, которые служат темой настоящего доклада.
Значение этой находки неоспоримо, учитывая то исключительное место, которое занимает Андрей Рублев в истории русского искусства, - художник, получивший самое высокое признание современников и близких поколений как «иконописец преизрядный, превосходный художник, всех превосходящий в великой мудрости», признанный, в связи с тем временем, святым, художник, которому предписывал подражать церковный Собор 1551 г.1* творчество которого справедливо превознесено над прочими и заслужило самые изысканные, полные восторга и преклонения эпитеты от ученых и художников нашего времени.
(дальше читайте http://russist.ru/baranovsky/pb/)

Но в фильме я впервые услышала, что вся история с находкой плиты с надписью о Рублеве была виртуозной мистификацией Барановского (какую-то роль там еще играл Грабарь, но я боюсь сейчас наговорить выдумок). Покачивая головами, его ученики и последователи говорили слова типа "грандиозный фальшак", всем видом показывая, что никто другой никогда бы на такое не отважился. Уже отсидевши три года в лагерях (за высказывания по поводу сноса Сухаревой башни, как он сам считал), Барановский затеял великую игру, и переиграв властителей и разрушителей, оставил нам Андроников монастырь.

И вот сегодня в "годовщину" со дня смерти Андрея Рублева (см.выше), а точнее в годовщину доклада Барановского, я до земли кланяюсь памяти великого современника и соотечественника, прожившего 92 года и спасшего храмовую культуру вообще, но в частности те места, без которых моя жизнь была бы совершенно иной: Андронников монастырь, Крутицкое подворье и Казанский храм на Красной площади (впрочем, тот, который стоит сейчас, это уже новодел, потому что спасенный Барановским в 20-х годах был все-таки в 30-е разрушен. Но нынешний построен именно по чертежам Барановского).

Про хорошего человека, Искусство

Previous post Next post
Up