Про музыку и про прошлое

Nov 05, 2013 01:45

Здравствуйте!
Ну, что месяц прошел - это уже стало дело обычное. Этот был очень насыщенный. О чем писать, даже трудно выбрать. Возвращаясь к старому - на суде в этом месяце не была. Но на шествие в поддержку заключенных ходила, а цветы к Соловецкому камню 30-го числа отнесла. Больше про это писать нечего. Это как в старом анекдоте с пустым листом бумаги - что писать, и так все понятно.

Сегодня напишу про самое себя. Опять же из живой переписки. Прислали мне дивную ссылку на видеоролик (посмотрите, не поленитесь). Я уж тут просто приведу оба письма. Я вообще полюбила этот эпистолярный жанр, да и книги, которые из него вырастают. Итак письма: полученное и отправленное.

[читайте дальше]Маша, привет.
На занятиях анализировали управление стрессом и студенты прислали ссылку на концерт португальской пианистки Марии Пирес.http://www.tagesanzeiger.ch/kultur/klassik/Klassiker-der-Woche-Der-falsche-Mozart/story/18502149
В момент вступления дирижера она понимает, что подготовила другой(!) концерт Моцарта и говорит ему об этом.
Дирижер, продолжая играть первую часть, говорит ей: "играй, пальцы вспомнят"
Ты, вероятно, переведешь этот диалог  точнее.
И она вступает, совершенно божественно...
Но камера выхватила эти, скрытые от зрителя, моменты диалога пианистки и дирижера.
И какие это невероятные по силе и  пронзительности кадры.
Все понятно, но , внешне, никак, практически, не проявленно.
Даже классический жест "закрывания " рта- какой-то особый.Рука - как хрустальная.
Почему пишу об этом?

Мне показалось, что это ты.В молодости.

Береги себя.
Лера

(Для справки: я перестала играть примерно в 25 лет. Было это очень давно. А Мария Пирес - пианистка божественная и вообще без возраста, хотя ей сейчас под 70. Этот концерт был четыре года назад, т.е. ей около 65).

Дорогая моя!
Первым делом, я, конечно, заплакала. Я всегда плачу, когда дело касается моей несбывшейся музыкальной карьеры.
(слёзы и плач пропускаем, идем дальше)
Видит Бог, не я начала. Раз уж ты прислала - отвечаю.
1. Это рассказ о единственном случае в моей жизни, когда я почувствовала себя музыкантом - кем мне и положено было быть по задумкам небес.

В 1995 году меня шведские друзья собрали для меня деньги, чтобы мне лечиться в Швеции, а то я совсем загибалась. Досталось мне такое чудо потому, что за пять лет до того я устроила в Швеции поэтический вечер, на котором час без перерыва читала стихи на разных языках - могла бы и дольше, но шведы сказали, что они за всю жизнь столько поэзии не слыхали, и запросили пощады. Но впечатлились. И вот я оказалась в раю - в волшебной Видар-клинике, где в каждом отделении была гостиная с пианино, а наверху в общем зале - рояль.
В первый же день мне сказали, что сегодня состоится заключительный концерт - скрипка с фортепиано, играют две пациентки для всех остальных. А заключительный потому, что пианистка завтра выписывается.
Концерт состоял из 3-4 известных и не очень известных вещей, скорее легких, чем трудных (Крейцеровой сонаты не было :-)). Я послушала, похлопала, потом подошла к скрипачке и сказала, что так аккомпанировать я тоже могу, дайте ноты - я сыграю. Скрипачка была очень сильная. Молодая и красивая. Болезнь у нее заключалась в постоянной депрессии, которая быстро проходила, когда рядом оказывались красивые мужчины. Потом мы нашли у тамошних арт-терапевтов еще и другие ноты, расширили репертуар до 10-12 вещей и играли каждый вечер то в одном, то в другом отделении. Для этого пианино выкатывали из гостиной в коридор, и туда же выкатывали кровати лежачих больных. Практиковалась я одна днем в зале, уходила туда и играла не только для вечера, но вообще всё подряд, что помнила. Скрипачке практиковаться не было нужды, она была профессионал.

Среди больных была одна женщина, которая то ходила своими ногами, то вдруг ее начинали возить на кресле. Чем больна - я не знала. После которого-то из вечеров она подошла ко мне и так взволнованно, как только может шведка, сказала, что всю жизнь мечтала играть, но этого никогда не было. Я усадила ее за инструмент, показала на какие три клавиши нажимать, и мы с ней сыграли микро-кусочек из рапсодии Листа в четыре руки. Потом обе, естественно, заплакали.

Перед моей выпиской она рассказала, что ей предстоит операция по пересадке сердца. И теперь она точно знает, что ее переживет, потому что есть зачем. Я писала ей из Москвы, но ответа не получила. Впрочем, я надеюсь, что это не означало плохого. Мне почти никто не писал, с моим возвращением в Москву вся эта феерия закончилась. Ноты у меня попросили скопировать, взяли  и не вернули. И постепенно я забыла, что мы играли. Помню только "Ave Maria". Спину мне не вылечили, потом пришлось долечиваться у дивных русских докторов, приезжая в районную больничку в Тушино, где в коридорах пахло тушеной капустой, а мужики в пижамных штанах курили за углом у грязной котельной. Там долечили. Но душа вылечилась в Швеции.

Получилось длинно. То, что собиралась поместить под номерами 2 и 3, будет в другой раз.

Ах, нет. Одна женщина мне писала. Это вообще волшебный рассказ о способности преодолевать трудности судьбы. Но - как любил говорить мой кумир Киплинг - "это уже совсем другая история".
Спасибо тебе.
Маша
____________________________
На сегодня прощаюсь.

рассказы о себе, Искусство

Previous post Next post
Up