Итак, позавчера вечером я приобщилась к этому мюзиклу. Знаю, что кто-то посмотрел уже не раз, но я была в первый - и теперь, надеюсь, не в последний.
Вообще-то, больше всего раз (5) изо всех виденных мюзиклов я в свое время побывала на Romeo&Juliette. Последний у меня занимал - да занимает и теперь - почетное второе место, но отныне ему придется потесниться. Потому что новый мюзикл сразу же попал на него, между прочим, обойдя по качеству "Монте-Кристо".
Конечно, невозможно было сразу же оценить и проанализировать все- музыку, слова (которые кое-где уже отличаются от тех любительских записей, что гуляют в Контакте), игру тех актеров, кто играл второстепенных персонажей.... Последнее, в отличие от предыдущих мюзиклов, особенно сложно еще и потому, что предложенный сюжет не основан на каком-то литературном источнике. Исторические же факты, признаюсь. знакомы мне очень отрывочно - поэтому тех героев и нельзя сравнить с каким-то сложившимся раньше образом.
Но уже сейчас... Начать хотя бы с экранных проекций, использующихся куда шире, чем в "Монте-Кристо" - а при том и органичнее, и уместнее. Важно, что костюмы главных героев не только богаты и величественны, но и более грамотны исторически, чем это было в предыдущей постановке. Взять хотя бы силуэт платьев императрицы - именно на прямоугольных фижмах, а не круглом кринолине!
Однако, ИМХО, нельзя назвать успешными все "ипостаси" главной декорационной конструкции - особенно во втором действии. Если та сцена в "Монте-Кристо", где звучали слова "духа замка Иф", выглядела по-настоящему трагичной, то эта "Петропавловская крепость"... Слишком сквозная она, и слишком резко и контрастно освещается "клетка". И стоящие наверху стражники символизируют больше, чем решетки... Но это единственный сколько-нибудь существенный недостаток в сценографии, который я заметила.
Зато много вперед ушла режиссура. Тут сумели отказаться от наследия Нотра - того самого, из-за который последний часто ругали "костюмированным концертом" - и которыое, к сожалению, неоднократно воскресало в "Монте-Кристо". Я имею в виду манеру исполнения арий и дуэтов - демонстративно, крича напрямую в зрительный зал и без всякой связи с остальным происходящим на сцене. Тут же даже "исполнение в зал" вписано в общую режиссуру сцены, что куда больше соответствует театральному жанру, привычному нашему зрителю. Близок к этому был в свое время и тот самый Romeo&Juliette... Впрочем, был тут использован и один из приемов предыдущей постановки - письмо, "озвученное" для зрителей голосом его автора, в то же время, пока читает получивший... (Кстати, по-видимому, письмо как явление становится обязательным в мюзикле ;) )
Были даже сцены, напомнившие о "Норд-Осте" - и это не только масленичные гуляния в Москве, но и "Ночь" в первом действии.
P.S. Позже допишу про исполнителей главных ролей.