Одри Ниффенеггер. «Жена путешественника во времени».

Jul 26, 2007 15:51


Эту книгу я приметила прошлым летом на одном из московских лотков. Меня привлекла некоторая легкость чтения… Т.е. читателя не особенно «грузят».

Его зовут Генри, ее - Клэр…Он работает в библиотеке, она - скульптор…
Книга изобилует названиями книг, фильмов, музыкальных дисков, театральных постановок, марок спиртных напитков, парфюмерии, лекарств и т.д.
Все написано в настоящем времени с изобилием бытовых подробностей… Ну, типа такого (текст мой): «Просыпаюсь, сую ноги в ботинки. Кожа мягкая, как я люблю… Через тюлевые занавески рассматриваю в окне вывески близлежащих лавок. Надо купить сигарет. Клэр, наверняка, еще не встала…»

Кто из нас не мечтал увидеть своего любимого в детстве… Или понаблюдать за прогулками своих родителей, когда те едва поженились…
Конечно, такое испытание - не из легких, отважиться может не всякий, ну, а Генри видит все это не по своей воле, а благодаря сбоя в генетическом коде - в общем, эти перемещения даже как-то по-научному объяснены - безо всякой мистики и фантастики. Перемещается он отдельно от одежды, что порождает массу проблем. К примеру, он вынужден научиться пользоваться отмычками, чтобы добывать себе одежду и не попадать впросак.
Генри знает события личной и общественной жизни, которые произойдут в будущем. Изменять события он не способен - к примеру, он не властен помешать погибнуть своей матери или подруге, но может многократно наблюдать за тем, как это происходит.
Его жена Клэр постоянно борется с искушением: стоит ли выспрашивать у Генри, что готовит судьба, и пытаться заглянуть в будущее? Генри приходится решать, о чем ей рассказывать, а от каких знаний ее следует поберечь.

Роман обретает плоть постепенно, складываясь из кирпичиков - разрозненных временных интервалов, происходящих с Генри и Клэр. Кирпичики ловко пригоняются друг к другу; иногда один и тот же фрагмент мы прочитываем дважды, лишь со второго раза постигая его рельефность.

В конце роман обретает необыкновенную трогательность… Впору «над вымыслом слезами облиться»… А к заключительному щемящему эпизоду так и тянет раз за разом по-мазохистски мысленно возвращаться… И это при том, что текст лишен какой бы то ни было слащавости - повторюсь, скорее он насыщен бытовыми подробностями, диалогами и промелькнувшими ощущениями.
Однажды Генри перемещается из дома, где живет с 33-хлетней Клэр, на свидание с совсем наивной Клэр, которой всего 18, и, поверьте, - это для него удивительное ощущение! Но Генри также мечтает увидеть свою жену в глубокой старости - всю такую же прекрасную, но со следами прожитых лет на лице.
Они проходят большой путь вместе, но стареть и умирать она вынуждена без него, хотя и всякий день надеется, что он придет…
Генри заранее оставляет ей бумаги в столе - ниточка, которая их все еще связывает. В письме он обещает ей встречу когда-то в ее будущем - а у него самого будущего уже нет.

Долгая - долгая жизнь без него… Конечно, Генри просил ее, чтобы она не оставалась одна.
Смерть, Вечность…Раздумывая надо всем этим, Клэр пытается запечатлеть себя в Вечности: сначала рисует карандашом свой силуэт на бумаге, а затем иголкой прокалывает дырочки там, где очерчен человеческий силуэт - это ее путь во Вселенную. Клэр уйдет, а силуэт на бумаге останется.

Книги

Previous post Next post
Up