May 18, 2009 13:42
Четверг, 14 мая. С утра отправились по последнему официальному маршруту - к вулкану Orinoko. Взяли групповой тур, он намного дешевле ($30 с человека), но нам повезло - вся остальная группа была из Чили, поэтому англоязычный гид ходил только с нами. Наш гид Сабрина - из местных, заявила, что она принадлежит к племени, которое приплыло еще с первым царем Горохом, т.е. по-местному Hotu Matu`a ) Надо сказать, что вообще все местные друг другу приходятся родственниками. Оказалось, что в рабство угнали всю знать, в музее чилийских рудников сохранились рисунки - люди с татуировками по всему телу, а по островным правилам такие татуировки могли носить только аристократы. Так что оставшиеся после эпидемии континентальных заболеваний сто с чем-то человек - это предки всех тех, кто сейчас живет.
Итак, вначале завозят в пещеру с наскальными рисунками. Они неплохо сохранились,т.к. их покрывали рыбьим жиром. Отсюда когда-то шествие направлялось наверх - к кратеру вулкана. Выглядит "дыра" впечатляюще, хотя совсем неогненно ) С вершины видны 3 маленьких острова. По легенде одному из царей Хивы (сейчас это название идентифицируют с группой Маркизских островов) приснился этот остров и он отправил на его поиски трех своих сыновей, но они никогда не вернулись. Через несколько поколений мечта об острове стала навязчивой идеей очередного царя. Он позвал своего "сонника" и повелел ему во сне найти остров. Тот "заснул" (скорее всего, конечно, не просто так ;) ) и увидел остров в подробностях, дал название горам и этим трем островам. Потом приплыл король и его племя. Он сразу разделил остров на две части - западную и восточную, установив закон, что людям одной стороны нельзя брать ресурсы с другой стороны. Постепенно запад начал восток все-таки угнетать )
Местные претендуют на то, что понятие табу пошло от них. На местном тапу - значит запрещенный, неприкосновенный. Король неприкосновенен, как и его родные и место, где они живут. Табу было на выход в море в определенное время, и тогда рыбачить могло только королевское судно. Табу было посещение ритуальной деревни. По теории, которую озвучила Сабрина, через какое-то время на остров пришла вторая волна иммиграции - около 100 мужчин, скорее всего, они приплыли из Южной Америки. Дело в том, что генетически и внешне местные похожи на полинезийцев, у них есть общие слова в лексиконе, схожи обряды. Но наличие сладкого картофеля, родина которого Южная Америка, тростника, идентичного титикакскому и ahu в инкском стиле (ее нам показали в этот же день после вулкана) вызывает несоменные ассоциации с цивилизациями Перу. Сабрина правда упирает на то, что культура инков моложе и не могла быть второй волной, но ведь Тиуанаку было намного раньше...
На вершине вулкана та самая деревня - маленькие каменные сооружения с узким входом, куда сейчас вход запрещен. Говорят, что внутри рисунки, но очень портятся со временем и скоро могут пропасть. Еще один вопрос - то, каким образом сложены эти дома. Один из британских ученых уверен, что это типичная кельтская кладка... В деревне собирались только на время фестиваля. Цель ритуала - выбрать вождя племени, который будет главенствовать весь следующий год, в его обязанности будет входить распределение ресурсов острова. Если распределять несправедливо, на следующий год, когда, возможно, главным станет другое племя, твое племя может оказаться на нуле, поэтому такая процедура должна была обеспечить более менее равномерное распределение. Считается, что ритуал возник уже после конфликта западного и восточного племени, в результате которого были свергнуты моаи и истощена природа острова. Суть ритуала: от каждого племени выбирался юноша, все они должны были спуститься со скалы в море, доплыть до одного из островов, найти там яйцо перелетной птицы и доставить его таким же образом обратно в целости и сохранности. Король того племени, которое выигрывал становился birdman, его всего обривали и он удалялся на несколько месяцев или даже год в пещеру, где только один человек прислуживал ему, и никто больше не мог его видеть. Что конкретно он там делал, Сабрина упорно не говорила, но потом выдала, что все-таки не просто отдыхал или раздавал хозяйственные указания, а устанавливал контакт с МакеМаке, богом-творцом. Юноша-победитель в награду получал девственницу (их запас содержался в пещере на другом конце острова, причем девочек держали довольно долго, чтобы их от природы темная кожа белела, волосы теряли пигмент, ногти отростали - все признаки аристократизма). Хотела спросить, радовался ли юноша такому призу )) В любом случае для него это был пропуск на верх социальной лестницы.
Уточнила у Сабрины про моаи. Она говорит, что глаза статуям вставляли сразу, как их ставили. И по ее версии, они были не столько охранниками, сколько геомаркерами. Например, семь статуй смотрят прямо на Маркизские острова. Еще какие-то указывают на места хорошей рыболовной ловли и т.п. Еще рассказала, что в домиках-перевернутых лодках хозяин всегда ложился у входа, т.к. считалось, если у входа лежит человек, то дух внутрь не зайдет, и они до сих пор на кемпингах так делают. Про их верования - основным был бог-вторец МакеМаке, еще были разные духи места, которые не были плохими или хорошими - духи западных земель помогали западным и мешали восточным и наоборот. А концепцию дьявола принесла на остров католическая церковь. Еще Сабрина обратила внимание, что хотя островная культура известна во всем мире благодаря моаи, но подобные статуи были и на других полинезийских островах, а вот что действительно уникально - "письменность" на табличках, т.к. ни одна другая полинезийская народность письменности не имела. Вообще они очень гордятся своими полинезийскими корнями, говорят, что полинезийцы - лучшие мореплаватели, что они издавна умели ориентироваться по звездам, знали, что Земля не плоская, изучали поведение птиц, дружили с морскими черепахами, указывающими им путь, изобрели катамаран и одними из первых начали пользоваться компасом (те самые магнитные камни).
Еще интересный момент на вершине - камни с выдолбленными на них фигурами, которые становятся хорошо видны на ярком свете. Среди них фигура человека-птицы, лицо МакеМаке (Сабрина говорит, что на севере острова есть пещера, где все стены покрыты изображениями МакеМаке - очень впечатляюще), разных местных животных. Эти каменные рисунки-скульптуры называются петроглифами.
В последний вечер на острове решили сходить на местное фольклорное шоу. Группа музыкантов играет народные мотивы в более-менее современной обработке, пятеро парней танцуют "спектакль": "мы ловили рыбу", "мы плыли", "мы сражались", ну и т.п., причем сначала они были в одних набедренных повязках и по ходу действия постепенно прикрывались, к большому сожалению зрителей ))) Высокие, с хорошими фигурами, пластичные, волосы уложены с перьями - короче, есть на что посмотреть. На подтанцовках - группа девушек в соломенных юбках, это известный танец "два притопа - три попотряса" вызвал нужную реакцию у другой половины зала. Было весело )))
Аргентина-Чили