Dec 30, 2010 16:30
В последнее время подход к воспитанию ребенка сильно изменился. Раньше настольной книгой думающей мамы был Б.Спок, который регламентировал взаимоотношения мамы и ребенка по принципу «правильно» и «не правильно». На каждый случай у него был ответ «как надо». И перед этим «надо» все детские и родительские «хочу» и «не хочу» теряли право на существование. Для тревожных, неуверенных в себе или просто неопытных мам эти четкие рекомендации были настоящим спасением. Главный их недостаток заключался в том, что они создавали дефицит тепла, близости и доверия в отношениях родителей и детей.
Сейчас приверженцев метода доктора Спока становится все меньше. На смену им приходят родители, руководствующиеся призывом доверять себе, ребенку, природе. Основная идея этого подхода заключается в том, что ребенок мудр от природы, сам знает что ему нужно, а ограничения, запреты и наказания только нарушают естественный и правильный ход его развития. Идеологи данного подхода уверяют, что если во всем следовать за потребностями ребенка, прислушиваться к нему и доверять себе, то воспитание будет легким, приятным и бесконфликтным. А ребенок вырастет благополучным, эмоционально здоровым, гармонично развитым и счастливым. Данный способ воспитания не предполагает запретов и наказаний, которые воспринимаются страшным злом, калечащим психику ребенка.
На деле все оказывается несколько иначе. Дети, растущие без правил и запретов, часто бывают неуправляемыми и агрессивными, тревожными и капризными. Тогда родители, следующие принципу безнаказанности, теряются. Поведение ребенка таково, что давно пора было бы «закрутить ему гайки», но если родитель придерживается идей, что ребенка нельзя ограничивать и наказывать, то тогда он попадает в безвыходную ситуацию. Ведь согласно принципам естественного родительства у «нормальных» любящих родителей таких проблем с детьми не может быть. Не может возникнуть непонимания и конфликтов. Если же они все-таки возникают, то родители автоматически записываются в «недолюбивших», «недодавших». Тогда они начинают сомневаться в себе и правильности своих действий и никак не могут принять решения как, когда, за что и надо ли вообще наказывать ребенка. Их страхи и сомнения можно понять. Когда речь заходит о наказаниях, то первое, что приходит в голову - это ситуации, вызывающие ощущение униженности: битье ремнем, стояние в углу, крики. А есть ли другие способы наказывать ребенка? И вообще зачем это делать? Разве любящие и желающие добра своим детям родители не могут обойтись без наказаний?
На самом деле в наказаниях особый смысл - пресекая нежелательное поведение мы даем возможность ребенку почувствовать границы дозволенного, учим его чувствовать тот предел, где его поведение может быть воспринято окружающими как сильно нарушающее правила, вызывать желание «поставить его на место». И тогда встает вопрос, что такое неунижающее наказание, как в этом случае сохранить самооценку ребенка, как родители могут дать понять ребенку эти границы. Об этом и пойдет речь на очередной встрече нашего Родительского клуба.
На встрече мы будем искать ответы на следующие вопросы:
1.Нужно ли обходиться без наказаний
2.Что есть наказания и какие они бывают.
3.Является ли запрет наказанием.
4.Чем отличается наказание от насилия.
5.Что такое «правильное» наказание.
6.Как нельзя наказывать.
родительский клуб