Как мы уезжали

Feb 16, 2015 20:35

После январского обстрела Мариуполя мы оказались на линии фронта.

Прямо рядом с нами стояли какие-то жуткие орудия, мы думаем, что это были "ураганы". "Прямо рядом" означает "прямо рядом" - в смысле, на краю хутора. Когда они стреляли ночью, в крайних дворах становилось светло и красно, как от пожара. А "стрелять" означает нечто специфическое. Уж чего только не наслушались мы за эти месяцы, начиная с июня прошлого года, ну всякой разной хрени, которую понапридумывали конструкторы вооружений, которых я теперь ненавижу. Так вот "ураган" это сильный выстрел и все нарастающий гул - все нарастающий и нарастающий, так что слова "чувствуешь себя пылинкой" становятся буквальными, и на фоне этого гула слышишь, как уходят снаряды. Сила, превосходящая тебя в миллионы раз, гул, выдувающий душу страхом вон из тела. Название очень точное. Когда потом дул сильный, порывистый ураганный ветер, я уже не отличала - что это, далекое орудие, или стихия. В общем, очень все стало плохо. А потом стали прилетать ответы.

Я уже писала, что бывает много разных видов и оттенков страха. Холодный, жаркий, отупляющий, страх-тошнота, страх-депрессия. Моя подружка из Макеевки пережила свой первый обстрел ещё в августе прошлого года. И написала мне тогда, что испытала страх, как барабанную дробь. Когда впервые снаряды упали рядом, но, к счастью, на поле за хутором, не зацепив ни наш хутор, ни близлежащие поселки, было страшно именно так. Словно барабанная дробь по всему телу. И только потом, спустя дня два, до меня дошло, что это было - мы просто крупной дрожью дрожали. Потому что как только от нас улетело, сразу же стало рваться рядом. Громкие частые взрывы, звон трясущихся, но уцелевших стекол, и быстрые-быстрые вспышки света. Даже если бы мы дисциплинированно после залпов двинули в погреб, мы б не успели добежать - если бы ЭТО упало в нашу деревеньку... Меня трясло ещё дня два, прежде чем я смогла без содрогания вспоминать об обстреле. А новые ответы в следующие дни приходили, только ложились дальше от хутора, вот так.

На следующее утро, услышав пересуды местных, мы сходили к тому полю. Потому что, "на войне нельзя верить сказанному, т.к. уши могут услышать ложь, доверять можно только увиденному собственными глазами"(с). И вот какие мы увидели штуковины, вонзившиеся в землю.




Осколков в классическом понимании не валялось, зато было много поражающих элементов - словно нарубленных брусочков арматуры.
Вот таких:


 

Придирчивое изучение интернет-ресурсов оставляет мне только одно предположение: что вероятнее всего это действительно были кассетные боеприпасы, начиненные поражающими элементами.

И самое леденящее я узнала тем же днем, попозже.

Оказывается, трое с нашего хутора, - два родных брата и дочка одного из них, - шли по дороге мимо этого поля за несколько минут до обстрела. Они только успели дойти до края хутора, и началось. Упали в канаву и лежали. Не только расстояние, но лесополосы, которые вообще-то создавали для агротехнологий, послужили защитой от шрапнели. Страшно подумать, что было бы, если б они шли десятью минутами позже. Они попали бы в самый эпицентр. Родились в рубашке, вот что.

И после этого случая я готова была пешком уйти куда подальше. Удержала по большому счету евангельская притча про то, как один бежал от смерти, а попал прямо в лапы ей. Поэтому, мы все-таки, как бы ни было нам, не стали делать резких поспешных движений, хотя и продумывали и просчитывали и прозванивали все возможные варианты. Ситуация осложнялась и тем, что какие-то "добрые" люди, а проще говоря - диверсанты, подорвали в середине января мост в Запорожской области, и поезда через наш райцентр просто перестали ходить. В результате, выбирались мы "на перекладных" - вначале машиной до Бердянска, потом все-таки на поезде до Киева, который был для нас не целью, а транзитным пунктом.

В "прошлой" жизни, до военных действий в Донбассе, была у меня сумасшедшая хотелка - съездить на экскурсию в Чернобыльскую зону. Такие экскурсии проводила киевская какая-то турфирма. Много писалось посетившими Припять о том, что это странное ощущение - побывать в пустом брошенном городе, бла-бла. Дурацкая у меня была блажь, хорошо, что я её не осуществила. Поездка по трассе от Мангуша до Бердянска в те дни вполне заменяла поездку в Чернобыль. Временами, сколько хватало взгляда, никого кроме нас на трассе не было. Ни впереди, ни позади. Ни по сторонам на полях... Пару раз это ощущение, что мы одни в целом мире, и неизвестно, остался ли кто ещё, я словила. И, да, я очень боялась, что нас не выпустят по любой надуманной причине. Хотя мы уехали из Донецка до введения пропускной системы, но прописка-то красноречивая. Видимо, почувствовав мой испуг, человек в военной форме с жолто-блакитным шевроном на последнем блок-посту сказал: "мы не фашисты". Вот так мы въехали в Бердянск.

Была оттепель, было плюс семь, Бердянск был умыт дождями, и гораздо более уютен, чем летом, когда он жаркий и пыльный. Милый городок, холеные усадьбы и домики. Ухоженная публика на чистеньком отреставрированном вокзале, горожане, совершенно неозабоченные, углубленные в себя; сумерки, такие безопасные, наполненные только бытовыми заботами. Наверно, это и называется безоблачной далью. Да?

А вот Киев меня ошарашил... своей пустотой и глупостью. В ушах еще казалось гремели залпы и взрывы, а Крещатик встретил веселым рок-н-роллом, ходила ряженая "смерть" с косой, и надписью на спине "stop terrorism", клубилась молодежь, уличные зеваки, туристы, было множество прилавков с дурацкими сувенирами, типа ковриков с портретами некоторых настоящих и бывших полит.деятелей, и туалетной бумаги с ними же, смешки, поцелуйчики... и вся атмосфера была... пустота пустотой, ну точно пир во время чумы. У нас значит трагедия, а у них фестиваль. Ребята, ну вы все-таки определитесь! Вы до сих пор не можете решить, кто занял 7% территории: внешний агрессор, или таинственные террористы; у вас погибло свыше пяти тысяч со-граждан (хотите ли вы считать их согражданами, или нет); вы стонете в интернетиках, что у вас погибают лучшие люди - что несомненно, имеет место быть, но вы веселитесь и музыцируете?? И президент страны называет "ато" - "отечественной войной 2014 года" - но где же ваше "отечество в опасности"??? Только Show must go on. Non-stop.

Или вот фото с Майдана.


Вот как, объясните мне, КАК на маленьком участке земли могут сочетаться поминальные лампадки и цветы в знак скорби, что-то про Россию, "Спасибо АТО" и - ряженые!!!! А ряженых было дофига как много. Огромные панды, лисицы какие-то, виляющие задницами, и коробейники, задалбывающие предложениями "подержите голубя!" - за бабло, конечно, наверное, не дешевле фотографии с переодетым в панду человеком. Не, я конечно, понимаю механизм. Чтоб так на выходных в туристическом центре поработать, наверно, хорошую мзду надо отстегнуть, а шо, бесплатно? И власти, если это можно так назвать, базикающие про войну, собирают эту дань, поэтому карнавал будет продолжаться, с перерывом на траурную акцию, когда потребуется. Но ведь это не только туристический центр! Блин, это же вообще центр - центр столицы, самый центр страны! И подобно соли в этом винегрете - слова молодого парнишки-волонтера, собирающего деньги на медикаменты в "зону АТО": "а якщо ми не будемо допомагати державці..."
"Державка". Какое точное слово! Трудно мне поверить, что в любой серьёзной стране на фоне массового уничтожения населения в одних городах, в столице бы непринужденно развлекались. Йо-пэ-рэ-сэ-тэ. А страна действительно держится народом. Думаю, волонтерское - народное - движение было самым непредсказуемым фактором после Крыма не только для российских, но и для украинских властей.

...Ну а потом мы вернулись на вокзал, просидели несколько часов в кафешке напротив, где чо-то наелись так, будто больше в этом году есть не будем:), и вечером отчалили дальше.

...я немного раздумывала, не закрыть ли мне на этом свой журнал, и открыть новый. Ну типа с чистого листа. Нет, от себя не убежишь. И опыт, который я приобрела, ценный. Мне ещё снятся противные, склизкие какие-то сны, и, мы все, не только я одна, внутренне вздрагиваем от громких звуков - поделились этим открытием друг с другом сегодня. И если на улице гремит что-то очень громкое, а самое громкое - это мусоровоз гремит контейнерами, автоматически просчитываешь, как быстрее укрыться подальше от окон... Просто-таки по Ремарку. Наверно, это пройдет. "Есть время войне, и есть время миру", написано в Библии. Оно-то конечно, так, если бы людей при этом не убивали. Может, человек такое кровожадное животное, может, он не способен развиваться от стада к обществу без убийств себе подобных, может, просто сволочь беспринципная, наштукатуренная лозунгами - я не знаю. Но я знаю, что испытываю немалое чувство вины перед своими хуторянами. Я уехала, а они остались. В своих домах, с курами-индейками-коровами и другим хозяйством. Им бежать некуда, а я дезертир. Но у меня есть Федя! Могла ли я поступить иначе?...

ДА БУДЕТ МИР !

Previous post Next post
Up