Кто шире откроет рот - привет от Ф. Рабле

Aug 06, 2015 00:55



Интересно, кого хотят привлечь вот таким названием: «Открой рот»?

С чем такое название ассоциируется у человека?

Если оставить в стороне пресловутые шутки на тему «в меру своей испорченности» и всё-таки задуматься над посылом. И ещё - сопоставить с программой мероприятия.



На афише написано, что мероприятие под названием «Открой рот» связано с чтением вслух. Ну, что тут скажешь? Похвально, что кого-то ещё интересует чтение, и что есть люди, готовые соревноваться в сфере, не связанной с поглощением пищи или приданием себе более привлекательного внешнего вида.

Вот и думаешь после этого, зачем интеллектуальной затее давать такое раблезианское название, явно адресующее к физиологии? Что это за смешение двух несмешиваемых компонентов?

У такого явления есть своё название - гротеск. А где гротеск, там и высмеивание. По этой части непревзойдённым авторитетом является наш соотечественник М.М. Бахтин (здесь и далее цитаты из работы М. Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса").

«Расцвет гротескного реализма - это образная система народной смеховой культуры средневековья, а его художественная вершина - литература Возрождения».

Что такое состязание в чтении, особенно в художественном прочтении произведений искусства? Это действо, связанное и с литературой и с театром. Т.е. опять-таки с искусством, которое призвано человека в идеале - возвышать.

А вот проводить такие мероприятия под симоволом гротеска, т.е. разинутого рта - это уже из области карнавальных технологий:

«Снижение, наконец, - основной художественный принцип и гротескного реализма: все священное и высокое переосмысливается в плане материально-телесного низа, или сочетается и перемешивается с образами этого низа. Мы говорили о гротескных качелях, сливающих в своем стремительном движении небо с землею; но акцент падает не на взлет, а на слет качелей вниз: небо уходит в землю, а не наоборот».

Не знаю, какую литературу собираются читать соревнующиеся. Надеюсь, не Некрасова и не Гюго. Да и Гоголь бы, сдаётся мне, был против.

И напоследок - расшифровка образа разинутого рта от М.М. Бахтина:

«Во всех разобранных нами в предшествующих главах эпизодах и образах романа фигурировал по преимуществу телесный низ в узком смысле слова. Но в гротескных образах ведущую роль играет также, как мы говорили, разинутый рот. И он, связан, конечно, с топографическим телесным низом: это - раскрытые ворота, ведущие в низ, в телесную преисподнюю. С разинутым ртом связан образ поглощения-проглатывания - этот древнейший амбивалентный образ смерти и уничтожения. В то же время с разинутым ртом (глоткой и зубами) связан ряд пиршественных образов.
Разинутый рот (глотка и зубы) - один из центральных узловых образов народно-праздничной системы. Недаром резкое преувеличение рта - основной традиционный прием внешнего оформления комического облика: комических масок, всевозможных "веселых страшилищ" карнавала (например, "Машкрута" лионского карнавала), чертей в дьяблериях, самого Люцифера.
Вполне понятно, что разинутый рот, глотка, зубы, поглощение-проглатывание имеют существенное значение в раблезианской системе образов.
Особенно важную, прямо ведущую роль играет разинутый рот в хронологически первой книге романа - в "Пантагрюэле". Можно предполагать, что героем этой книги является именно разинутый человеческий рот».

Бахтин, смеховая культура, раблезианство, карнавал, Рабле

Previous post Next post
Up