Продолжим разговор на
начатую в прошлую пятницу тему?
Итак, что делать родителям, дети которых находятся в зоне риска?
Во-первых, если ребёнок уже говорит о суицидальных мыслях (своих собственных или кого-то из окружения), нужно задать ему прямой вопрос: «А что изменится в этом мире, если ты умрёшь? Будет ли тебя любить тот мальчик, из-за которого ты залезешь на крышу? Будут ли тебя уважать в школе? Что изменится? Ничего? Точно? А зачем тогда умирать? Объясни, пожалуйста»
Слушать без ругани и валидола будет сложно, но делать это надо, плавно переключая внимание.
Я скажу сейчас вещь, которая не сразу до Вас дойдёт, но: если ваш ребёнок заявляет о суициде, причём если он делает это при Вас, это благо. Ведь это и показатель доверия, и показатель демонстративности действия (а демонстранты крайне редко кончают жизнь самоубийством, их максимум - пустить кровь, надрезав вену, за пять минут до прихода мамы с работы), и... даже не сигнал о помощи, а предложение присоединиться к дискуссии а) на тему смерти и б) на тему важности его, ребёнка, существования.
Оффтоп. Как можно - наоборот! - подтолкнуть ребёнка к суициду? Обесцениванием и гневом.
«Да что ты, с ума сошла? Я тебя сейчас в психушку отправлю» или «Брось, это же такой пустяк».
Не пустяк. Если ваша красавица-Анечка собралась на крышу из-за двоечника-Витеньки, значит, он в её картине мира - фигура важная, часть её жизни. Обесценивание же Витеньки (в её картине мира) - это обесценивание её приоритетов, причём - другими авторитетными фигурами, мнению которых ей сложно противостоять. Возникает очередной внутренний конфликт и ... очередная ситуация, где подросток беспомощен.
А напомните мне, коллеги, почему большинство подростков лезут в петлю?
Как раз-таки из-за той самой беспомощности: они либо беспомощны в какой-то ситуации, но не могут из неё выйти, либо сбегают через суицид от ситуации, потому что не видят другого выхода. Первые кейсы часто связаны с чувствами, которые накапливаются, не выдерживаются ЦНС и в итоге давят на психику, вторые - с фактическим и длительным абьюзом.
По сути, задача родителей - выслушать и помочь либо посмотреть на ситуацию со стороны, либо помочь защититься.
Или даже защитить, вмешавшись в ситуацию.
Во-вторых, чтобы ваш ребёнок в принципе таких мыслей не имел, нужно не имитировать вовлеченность в его жизнь и его дела получасовыми диалогами два раза в неделю (как советует горе-психолог из
выпуска «Редакции»), а быть вовлеченной.
Тут смотрите, в чём суть.
Каждую новую игру, ровно как и каждые новые отношения, девочке (особенно!) хочется обсудить. Практически всегда - с родителями, чтобы получить их одобрение. Одобрение, которое для ребёнка безусловно важно. Не будет возможности обсуждать с вами, родителями, важные для него дела, он найдёт себе фигуру, «замещающую» Вас. И (возвращаемся к
предыдущему посту) в какой-то момент мнение этой фигуры станет для него куда более значимым, чем мнение всех остальных людей в окружении.
Потому... вот прямо сейчас, если у Вас уже есть дети, подойдите и спросите у них, как у них дела и как прошёл их день. С кем они познакомились? Что нового они узнали? Выслушайте. С интересом. Как вы слушаете прямые эфиры звёзд в инстаграме. Уточните те моменты, которые кажутся вам особенно интересными. Спросите, почему и зачем (вопрос зависит от контента). Обнимете. Дайте совет, если он нужен. Или дайте понять, что ваш совет они смогут получить в любое важное для них время.
И - самое страшное! - так нужно делать регулярно, а не по расписанию. И хотеть это делать искренне, а не для галочки.
Именно поэтому я уже который раз вас прошу: рожайте детей, только если они вам нужны здесь и сейчас. Только если вы готовы вовлечься в их жизнь вот прямо сейчас. Не «жить во имя» (спаси Гспд от такого мазохизма!), но быть готовой вовлечься.
Не готовы? Черкните адрес, вышлю вам гандоны по почте.
PS. Максимальный репост и этого поста тоже будет уместен.
Подпишись на мой блог! Instagram:
vlasova_rusTwitter:
vlasova_rus За что я обычно баню.