Интервью с врачом-онкологом из Швеции: ВПЧ, рак, лечение, фуфломицины.

Jan 14, 2020 09:00

Смерть хирурга-онколога Андрея Павленко некоторое время назад привлекла внимание к тому, что с лечением рака в нашей стране всё очень плохо. Даже диагностировать его на ранней стадии есть способность далеко не у всех (нужны регулярные обследования), про само лечение и реабилитацию я в принципе молчу: звезды вынуждены дома продавать, что же обычным людям без миллионных заначек делать? А психологическая поддержка? Нет, про это в принципе не слышали.



Но если об онкологии в последние годы начали хотя бы говорить (тема в какой-то степени перестала быть табуированной), то вот о том же ВПЧ - даже на уроках условно сексуального воспитания (хотя как оно обычно проходит, моя клиентка рассказывала), к сожалению, вспоминают через раз и далеко не в каждой школе. СМИ же и вовсе эту тему не поднимает, а делать это нужно, ведь штаммов ВПЧ очень много, далеко не со всеми организм способен бороться самостоятельно, при этом некоторые штаммы как раз и становятся причиной появления рака - того же рака желудка или рака шейки матки.

Именно поэтому я решила попробовать в рамках своего блога раскрыть тему ВПЧ максимально подробно - и для этого обратилась к хорошо известной моей аудитории Ларисе stokholmare Биргер, врачу-онкологу из Швеции.

Мария Власова (MV): Лариса, добрый день!

Лариса Биргер (LB): Мария, здравствуйте! Первым делом хотела бы внести разъяснение по поводу своей профессии. Официально я - не онколог. Я понимаю, что очень сложно определить мою специальность, особенно в России: там на меня вообще смотрят большими круглыми глазами, прежде чем поймут, в какой сфере у меня специализация. Я стоматолог-хирург, работаю в клинике оральной медицины, мы принимаем пациентов с различными заболеваниями, в первую очередь онкологически больных, но также и кандидатов на трансплантацию органов, пациентов, которым планово предстоит открытая операция на сердце и т.д. Необходимость углубиться в тему ВПЧ инфекции возникла, когда в клинике начали исследование (которое еще не закончено) о целесообразности введения скрининга при обследовании ротовой полости для предупреждения развития ВПЧ ассоциированного рака в глотке.

MV: Благодарю Вас за разъяснение! Оставлю его для читателей.

LB: Замечательно!

MV: Лариса. Ваши комментарии редко остаются незамеченными, но после « сексуального воспитания» количество вопросов про ВПЧ зашкалило, причем не только в комментариях, но и в мессенджерах. И сегодняшнее интервью - небольшая попытка удовлетворить потребность социума в качественном тематическом контенте. Вы готовы?

LB: Да!

MV: Итак. Что же такое вирус папилломы человека (ВПЧ)?

LB: Вирус папилломы человека - возбудитель самой распространенной сексуально-трансмиссивной вирусной инфекции. ВПЧ представляет собой группу вирусов, охватывающую более 200 различных типов. Они вызывают возникновение обычных бородавок на коже, половых органах (кондиломы), а тринадцать типов ВПЧ классифицируются как вирусы высокого онкогенного риска и могут вызывать различные виды рака шейки матки, ануса, пениса и глотки. Подавляющее большинство людей, ведущих активную половую жизнь, хотя бы раз в жизни были заражены одним или несколькими типами этого вируса. ВПЧ-инфекция в большинстве случаев протекает бессимптомно и заканчивается самоизлечением - иммунная система организма здорового человека в состоянии справиться с вирусом в большинстве случаев. В течении нескольких месяцев происходит самоизлечение, а в течении полутора-двух лет происходит полная элиминация (удаление) вируса из организма в таком же большинстве случаев. Но иногда случается, что иммунная система по каким-то причинам не справляется, и тогда инфекция переходит в хроническую форму, и через много лет может стать причиной онкозаболевания, если не повезло и в организме задержался именно онкогенный вирус.

MV: Как можно «подхватить» ВПЧ? И спасает ли нас от него презерватив, если мы говорим о передаче вируса половым путём?

LB: Заражение происходит при контакте кожи и слизистых, в том числе - при половом акте. Типы вирусов, которые могут вызвать кондиломы, рак шейки матки и рак горла, пениса и ануса, легко передаются во время полового контакта. Презервативы могут уменьшить, но НЕ полностью предотвратить риск заражения ВПЧ. Да что там половой контакт! Достаточно другой раз руки друг другу пожать - и вуаля, ваш собеседник подарил вам вирус, и через пару недель на пальце вскочила бородавка. При половом акте презерватив защитит вас лишь отчасти - прикосновение к коже там, где она не прикрыта презервативом, но имеет на себе вирус - уже шанс или, вернее, риск его подхватить.

MV: Известно, что типы (штаммы) ВПЧ исчисляются десятками. Скажите, какие из них стоит не то, чтобы «бояться», а контролировать, если они уже появились в организме, и почему?

LB: В первую очередь, это вирусы номер 16 и 18 - они встречаются примерно в 70% случаев рака шейки матки. Но, кроме них, высокоонкогенными вирусами являются номера 31, 33, 39, 50, 59, 64, 68, 70. Лечения против ВПЧ не существует (мы ведь помним, что в большинстве случаев организм в состоянии самоизлечиться), вирусная инфекция протекает бессимптомно, поэтому проконтролировать каким-либо образом развитие самого вируса в организме невозможно. Однако, можно бороться с последствиями жизнедеятельности вируса. Например, если образовались бородавки и кондиломы, от них можно избавиться. Есть масса эффективных противобородавочных средств, если речь идёт о бородавках на коже: кондиломы можно вывести криотерапией, воздействием низкими температурами (заморозка, грубо говоря); несложной хирургической манипуляцией под местной анестезией или лазерным прижиганием. Кроме того, по шведской статистике (а я думаю, она недалеко ушла от мировой) примерно 300 мужчин в год заболевают раком, ассоциированным с ВПЧ - вирус не выбирает пациентов по половому признаку. Это рак глотки / гортани, пениса и ануса. Генитальный рак у мужчин встречается реже, чем у женщин, зато рак глотки (рак основания языка и миндалин) у мужчин встречается чаще, чем у женщин. Справедливости ради, надо отметить, что ВПЧ-ассоциированный рак (например, миндалин) лечится лучше, и у пациентов лучший прогноз по сравнению с раком, не имеющего связи с ВПЧ, при условии, что мы говорим о максимально похожих стадиях заболевания. У мужчин, имеющих гомосексуальные половые связи, повышен риск развития анального рака, который тоже во многих случаях ассоциирован с ВПЧ.

MV: А что Вы можете сказать о контроле ВПЧ-онкогенных вирусов в женском организме?

LB: Женщины могут снизить риск заболевания раком шейки матки, регулярно участвуя в скрининге. Это значит приходить на профилактический осмотр и сдавать анализы (мазок, соскоб) для обнаружения возможных атипичных клеток. Хроническая ВПЧ инфекция может вызвать изменения клеток, появляются атипичные клетки, то, что называется предраковым состоянием. Если это вовремя обнаружить и своевременно вылечить - рак не разовьется. Кроме того, это позволяет также обнаружить уже развившийся рак шейки матки на ранних стадиях, что позволяет полностью его излечить в большинстве случаев. Заболевание, как правило развивается длительно, в течение многих лет, пациентки хорошо себя чувствуют и даже не подозревают о том, что больны. Именно поэтому важно регулярно появляться на проверки и делать необходимые анализы. С 1960 года в Швеции все женщины в возрасте от 23 до 64 лет регулярно приглашаются на бесплатные осмотры для профилактики рака шейки матки. С тех времен количество заболевших РШМ женщин уменьшилось вдвое.

MV: Может быть, есть какое-то исследование, которое позволяет сказать, как и на какой стадии заболевания онкогенные типы ВПЧ «трансформируются» в доброкачественные и / или злокачественные новообразования?

LB: К сожалению, на этот вопрос ответа нет, и именно поэтому важно, чтобы женщина самостоятельно следила за своим здоровьем и регулярно наблюдалась. Так как РШМ развивается, как правило, в течении многих лет, участие в скрининге может реально снизить риск заболеть раком, либо же помочь обнаружить его в ранней стадии, когда при применении верной терапии есть все шансы на полное излечение.

MV: Лариса, в течение нашей с Вами беседы несколько раз чётко прозвучала фраза, что ВПЧ не лечат. Тем не менее, конкретно в России… лечат. Дабы не быть голословной, приведу в пример случай. Одну из моих читательниц и клиенток после секса с новым (непроверенным ДО секса) партнёром лечили от вагинита и 59 штамма ВПЧ, назначив вагинально «Клиндацин Б пролог», «Актигель» и «Кольпоцид». Это типичные средства, которые назначают при ВПЧ такого типа. Через полгода выяснилось, что вагинит прошёл, а вот ВПЧ «превратился» в 56 тип (смены партнёра не было), клиентке после этого назначили весьма дорогостоящие уколы иммуномодулятора российского производства, который называется «Аллокин-альфа», отзывы о котором даже в интернете весьма ... странные. Зная о бизнесе, который строится под эгидой заботы о клиентах, не могу не спросить с некоторой долей иронии: российская медицина наконец-то сделала шажище вперед?

LB:  На мой взгляд, терапия от вагинита была подобрана абсолютно верно. Начнем с того, что секс с любым новым партнером - это новая микрофлора для девушки, к которой ее влагалище не готово. Видимо, она действительно получила от него своеобразный букет, в котором, вероятно, кроме новых / чуждых ей бактерий, были еще и грибок, и вирус. От того и вагинит - воспаление слизистых влагалища. Первый препарат, «Клиндацин», содержит в себе сильный антибиотик (против бактерий) и хорошее противогрибковое средство. Он и вылечил вагинит, подавив микробы и грибок. Второй препарат, скорее, поддерживающая терапия для нормализации микрофлоры влагалища. Третий (по исследованиям) помогает клеткам самим лучше противостоять вирусу, своего рода локальная поддержка иммунитета. Я не инфекционист и не гинеколог, поэтому очень осторожно скажу: это не антивиральный препарат, от вируса не избавит, и насколько он поднимет локальный иммунитет - вопрос спорный, но вреда точно не принесет.

MV: Вы сказали, что, по вашему мнению, верно подобрана схема лечения вагинита… А ВПЧ?

LB: Что касается лечения ВПЧ. У меня только одна мысль есть, Мария, Вы только поймите меня правильно, это лишь рассуждения со стороны. Во всех шведских источниках постоянно повторяется одно и то же - ВПЧ не лечится, лечения от него просто нет. Организм в течении года-двух от него сам избавляется. Препарат «Кольпоцид» содержит экстракт лакрицы, эхинацеи пурпурной и комплекс липотейховой кислоты и пептидогликанов. Поискала в интернете: подобных препаратов нигде, кроме России, нет. Не буду вдаваться в подробности, но это своего рода "примочка", которая не вредит, но и не лечит. Ни в коем случае не хочу обидеть врача, здесь, скорее, имеет место разница школ. Например, в той же Швеции знать не знают, что такое ремантадин и почему он помогает (помогает ли?) предотвратить вирусные инфекции. Вот, например, назначат девушке «Кольпоцид», потом еще раз, сделают мазок и увидят, что вируса нет. Это будет потому, что организм самоизлечился или «Кольпоцид» помог? Статистически женщины в возрасте 60+ только 5% являются носителями ВПЧ (самоизлечиваются таки!). Женщины в возрасте 20 лет имеют самый высокий процент наличия вируса - просто потому что ведется активная половая жизнь. Будут им предлагать лечение ВПЧ вот такими препаратами как «Кольпоцид» - ради Бога, если это успокаивает нервную систему. Но может статься, что речь о средстве, о котором доказательной медицине пока нечего сказать. Что же касается последнего препарата. «Аллокин Альфа». Попыталась найти информацию об этом препарате, но все исследования только в России и какие-то ... туманные, что ли, в международной базе данных есть только одно исследование, и оно о возможном эффекте при лечении некоторых видов простатита. Странно, что нигде больше в мире этот препарат не применялся и не тестировался. Может, и правда так действенен, просто недостаточно «продвинут»?

MV: Будем надеяться на это! Лариса, в заключение хотела бы задать Вам набивший оскомину вопрос. В комментариях к « Сексуальному воспитанию подростков» высказали мнение, что просить справки - стыдно и цинично и что вообще этим можно обидеть партнёра. Что Вы можете сказать по этому поводу, как врач? Просить или не просить? Если не просить, то как в таком случае себя защитить? И что Вы посоветуете своему ребёнку, когда он достигнет пубертатного периода?

LB: Справки - дело щекотливое. Но если уж дело дошло до интимных отношений, то хорошо бы понимать, что партнер смотрит на вопросы здоровья так же, как и вы, и, скорее всего, если у него попросить справку, кровной обиды быть не должно. Учитывая, что ВПЧ очень распространен, а презерватив не может от него 100% предохранить, требование предоставить справку, пожалуй, самый верный, хоть и самый жесткий для романтики способ позаботиться о себе. Кроме того, тот, кто поднимает в паре вопрос «медицинской чистоплотности», по большому счету делает услугу более пассивному в этом вопросе партнеру, заставляя ее / его лишний раз провериться - а разве это плохо, если речь в итоге о таком серьезном заболевании, как рак? Получается, что усилиями одного - выигрыш обоим в паре. Мне кажется, надо больше информировать народ о рисках и возможностях их избежать. Мужчинам это тоже на руку - они ведь тоже в этой статистике раковых заболеваний присутствуют. Что касается моего ребёнка, то его я вакцинирую. С 2020 года в Швеции начнется вакцинация мальчиков (девочек вакцинируют с 2010 года) в рамках национальной госпрограммы здравоохранения. Ну и разумеется, запихаю ему во все карманы презервативы и миллион раз повторю, как и зачем их надо использовать.))

MV: Очень разумный подход! Спасибо Вам огромное за такую конструктивную беседу!

LB: Предупредить заболевание - всегда легче, проще и дешевле, чем оказаться в ситуации, когда серьезное лечение необходимо. Вовремя полученная верная информация в этом играет немаловажную роль, и, я надеюсь, что то, что вы узнали из сегодняшнего интервью, поможет вам в будущем предупредить проблемы со здоровьем. Берегите себя, предохраняйтесь, рассказывайте, почему это необходимо. И будьте здоровы!

Ещё раз благодарю за беседу Ларису и оставляю вам для ознакомления ссылку на тематический источник, рекомендованный героиней к прочтению:

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/human-papillomavirus-(hpv)-and-cervical-cance
https://www.facebook.com/elena.tauma/posts/2648188768607827

Также Вы можете задать вопросы Ларисе, на которые она ответит Вам в комментариях.

PS. Ребята, когда 31 декабря я обещала вам новый полезный контент, я имела в виду примерно то, что Вы сегодня увидели. Мне очень везёт на умных людей в окружении - среди моих друзей, знакомых и клиентов их масса, и если сегодняшнее интервью вам понравилось, как и сам формат, пишите об этом в комментариях. Возможно, одним интервью дело не ограничится.

PPS. Ну и … распространяйте этот пост в социальных сетях. Ведь это та тема, говорить о которой нужно было ещё во время первого пришествия заморского секса на бренную советскую землю, а сейчас уже приходится орать (почти что КАПСЛОКОМ!!!).

Подпишись на мой блог!

Instagram: vlasova_rus
Twitter: vlasova_rus

За что я обычно баню.

обсудить, тело, полезное, ресурсы

Previous post Next post
Up