Сегодня не будет вопросов, не будет просьб дать совет.
Это письмо у меня даже фидбэком язык назвать не поворачивается, хотя в заголовке была пометка, что это комментарий к
последнему посту. Под катом - история успеха одной очень умной и молодой женщины. Тернистый. Сложный. Красивый. Наложенный на историю нашей страны. Больше ничего говорить не буду, наливайте кофе - и читайте.
Добрый вечер, Мария!
Я - один из ваших анонимных (по)читателей, которые обычно не оставляют комментарии и не имеют своих аккаунтов в жж, но при всё при этом не пропускают ни одного вашего поста и очень Вас любят! Меня зовут Наталья. Я хотела оставить комментарий к вашему вчерашнему посту, но так получилось, что пишу его вот уже третий час и никак не могу остановиться. Меня тронул не только пост, но и некоторые отклики ваших читателей.
Во-первых, мне так обидно стало, когда у вас в комментариях написали про "небыдло" (богатых людей) и "быдло, которое хочет стать небыдлом". Так, для справки. Быдло - это не про нищету, а про поведение. Вы как-то рассказывали про встречу в Сбербанке с мужчиной-быдлом на Кайене. Так вот Вы только раз с таким встретились, а я, будучи студенткой, подобных пачками обслуживала. В том же Сбербанке. Приходили вот такие вот "мужчины на кайенах", орали, требовали меня уволить за то, что система дала сбой и мне пришлось вводить их паспортные данные во второй, а то и в третий раз. А мы, девочки-студентки, потом плакали, пили валидол, замазывали круги под глазами - и снова шли к окошечку. Можно ли, глядя на таких "королей жизни" сказать, что они перестали быть "быдлом"? Да нет, поверьте. Это быдло в своём самом первостатейном значении.
Я проработала в банке недолго, около трёх месяцев. Потом, цитируя Вас, у меня "начала уезжать кукушка". Я поняла, что теряю здоровье за мизерную зарплату, на которую не могу даже лишнюю пару колготок себе купить. Но, знаете, то время так сильно отпечаталось у меня внутри, что теперь я каждый раз, оказываясь в сбербанке, нажимаю на зеленую кнопочку, даже если девушка была медлительна. Потому что знаю, что от этого зависит её зарплата, которая и так в большинстве регионов по-прежнему мизерная.
Далее, что касается нищеты.
Моё детство прошло в куда более худших условиях, чем у автора письма. И верно в комментариях сказали - если есть квартира и возможность получать образование, то это очень хороший старт в жизни. Это очень хороший старт. У меня таких условий не было. Мой папа был простым военным, а в 90-е военные жили хуже учителей и врачей. После развала СССР, после того, как наша продажная власть в 92 году сдала Севастополь чужой стране, моего папу перевели на север. Мама - бюджетница, беременная моей сестрой, и я, школьница второго класса, отправились за ним в Североморск. Жили в коммунальной квартире, в комнате общей площадью чуть больше 12 кв.м. Утром мама отводила меня в школу в другой район (минут 30 пешком, транспорта там не было, как и дорог), потом шла работать на завод. Никакого декрета у неё не было, вышла на работу уже на второй месяц, потому что денег было очень мало. Тем более, что молоко все равно пропало от стресса. Я после школы шла сначала за молоком сестре, потом - домой. Покупала булочку соседке, которая сидела с сестрой, пока я училась, убиралась, варила картошку или макароны себе на обед. Потом делала уроки, а ногой качала коляску. :-) В соседних комнатах жили другие военные, поведение которых не всегда было адекватным (мягко говоря), поэтому я почти всегда запирала нашу комнату на ключ. В детский сад сестрёнка не ходила, разве что пару раз. У неё было слабенькое здоровье, и она часто болела ОРВИ в детстве. Можно сказать, что я с ней так и просидела до самой школы.
Знаете, раньше проскальзывали мысли, что у меня не было детства из-за того, что я сидела с сестрой. Но недавно я начала искать конструктивное (как Вы учите) в этой ситуации и пришла к выводу, что если бы не она, я бы, наверное, не прочитала столько книг. Я очень много читала: сначала от скуки, когда качала её. Потом сказки ей читала. Чего-чего, а книг папа приносил очень много, у них в части была небольшая библиотека. Лет в 11 я осилила "Войну и Мир", потом перешла на книги по садоводству, цветоводству (в Крыму у нас была дача и мама всегда мечтала иметь свой огород) и архитектуре (мама училась на инженера-архитектора), что очень помогло мне в будущем.
Так мы прожили почти шесть с половиной лет, потом папу перевели в Саратов. Да, это было не сладкое время. Нам было сложно, а у мама иногда плакала, особенно когда случился дефолт, и все родительские сбережения, отложенные на покупку "однушки", сгорели. И то я не могу сказать, что я жила вот прямо в нищите и голодала. Никогда такого не было. По крайней мере, у нас с сестрой не было такого чувства. Мама умела создать обстановку. У нас всегда было чисто, уютно, светло, на столе всегда была свежая картошка, вкусный хлеб, рыба, желудочки всякие и другие субпродукты, леденцы, и даже фрукты несколько раз в неделю, по яблочку нам с сестрой. Как родители умудрялись доставать яблоки на севере, для меня до сих пор загадка. Но яблоки я очень люблю, и сейчас в моей квартире на самом видном месте в гостиной стоит вазочка с гренни смит или аналогом. :-)
В Саратове нам было проще. Да, это снова коммуналка ("общажного" типа, как говорила мама), но комнатка побольше, да и школа была рядом. И климат другой совершенно, более приближенный к тому, в котором я родилась, хотя, конечно, река - не море. Не такая тёплая. В Саратове маме удалось найти очень хорошую работу по образованию (она инженер), а я первый раз устроилась на работу, сразу после нового 2000 года. Тот новый год я помню очень хорошо: в прямом эфире передают власть Владимиру Владимировичу Путину, а мой отец, услышав это, сжимает рюмку так, что она трескается, и по ладони начинает струиться кровь. И говорит, не стесняясь в выражениях: "Развалили, блять, страну. Теперь что? По кускам Америке продадут?". Лет десять спустя он будет говорить, что Путина России сам Бог послал, но это будет позже. А тогда - только так. И он же, обращаясь, к нам с сестрой сказал в ту ночь: "Всё в этой жизни зависит только от вас, девочки. Никому никогда не доверяйте так, как себе". Меня всё это очень задело. Очень яркое воспоминание, к которому я пару раз возвращалась, работая с психотерапевтом после развода.
Тогда на зимних каникулах я устроилась в соседний магазинчик. Там продавали почти всё - от туалетной бумаги до коньяка и самогонки. Это была подработка на неделю, без какого-либо оформления. Владелец срочно искал "нормального продавца", который бы заменил основных, по всей видимости забухавших. Родители были против, говорили, учиться надо, а не ерундой страдать. Но мне хотелось что-то изменить. Я почему-то очень испугалась, что страну и правда разделят, и очень хотела, чтобы нас не сослали обратно на север, а оставили в Саратове. Вот такой глупенький мотив несмышлёного подростка. За неделю стояния на кассе мне заплатили 500 рублей. Это были очень хорошие деньги по тем временам (для сравнения - пенсия была около 800-900 рублей). Ещё рублей 100 с копейками мне дали за то, что я хорошо обсчитывала пьяных клиентов. Например, вместо 32 рублей говорила 34-36 - и так далее. Тогда чеков не было, всё только по памяти и на счетах. Или на бумажках.
Владельцу магазина это очень понравилось, и он предложил остаться, сказав что-то вроде: "Ну и зачем тебе школа, если ты и так все умеешь? Оставайся! Будешь 2 500 получать без премий, с премиями и все 3 000, где ты ещё такие деньжищи найдешь?". А я как представила, что вся жизнь у меня будет связана с враньём и водкой, содрогнулась. Тогда же и решила, что буду учиться, учиться и учиться. Всему, что можно. Примерно в то же время еще больше увлекалась архитектурой и хотела поступать в питерский архитектурно-строительный институт, это было для меня пределом мечтаний. На почти все заработанные деньги я купила себе блеск для губ американский и простенькую "варёнку", а на стол - какие-то восточные сладости, которые мы так и не поняли, но всё съели. Хотела маме сначала отдать всю сумму, но она не взяла, сказала, что папа обидится.
Второй раз я устроилась работать на летних каникулах, три месяца расклеивала объявления, работала курьером, разносила журналы (там много чего было). Против этой работы родители уже ничего не имели. Как раз в то время маме повезло, её повысили, папе выдали премию и, в общем, осенью 2000 мы наконец-то заимели своё жилье - двухкомнатную квартиру на окраине города. Боже, сколько же было счастья в нашем доме, если бы вы только знали! Своя комната! Только для нас с сестрой! Свои шкафчики, полочки, свой письменный стол... Своя полочка для книг, стульчики для халатиков - и так далее. Пусть маленькая комнатка, но своя. Своя кровать, кстати. Своё пространство. Не все понимают, как это круто - просто иметь свой угол.
Правда, прожила я там недолго. В 2002 г. я поступила на бюджетное отделение вашего прекрасного СГАСУ (точнее, тогда ещё в СГАСА, только в 2004 или 2005 он получил статус Университета) - и переселилась в общежитие. И столкнулась с проблемой: мне достались очень любящие покутить соседки по комнате. Конечно, некоторые лейтенанты в прежних коммуналках, в которых мне довелось жить в детстве, вели себя куда громче, но они это делали за стенкой. А тут - прямо под носом и почти каждый день. Пиво, чипсы, текила, презервативы. Сношаться в пьяном угаре несколько ночей в неделю для них стало нормой.
Поэтому ближе к новому году я впервые задумалась об аренде квартиры или комнаты, а ещё чуть позже и вовсе сгруппировалась с тремя одногруппницами - и мы сняли квартиру надалеко от Волги у одной очень милой и порядочной бабушки. Просить денег у родителей я не могла, поэтому ещё в октябре, когда поняла, что жить в общаге не смогу, устроилась подрабатывать в ресторан быстрого питания, благо - рядом с академией стоял. Чуть позже поняла, что работать мозгами у меня всё-таки получается лучше, чем руками - и занялась написанием курсовых и самостоятельных работ, иногда занималась со школьниками, которые хотят поступать на смежные специальности. Это сложно назвать даже полноценным репетиторством, скорее, выполнением их домашних заданий и прорешиванием тестов, которые дают на выпускных и вступительных. Между первым и вторым курсом я как раз устраивалась на работу в Сбербанк, в сентябре уволилась - и вернулась к написанию курсовых.
К вопросу о подработке. Одна из девочек, которая снимала с нами квартиру, делала минет в машинах за деньги. Давала объявления в газетах, ей звонили, подъезжали к определенному времени в определенный двор - и снимали штаны. Говорит, что дальше оральных ласк никогда не заходила. Но мы не выпытывали и никогда не осуждали. Платили за минет неплохо, примерно как за одну курсовую, над которой я сидела три ночи, не поднимая головы. Так что сосать или не сосать - это вопрос исключительно приоритетов. Я бы не смогла, наверное. По крайней мере, у меня всегда был выбор, а интеллект был моей сильной стороной.
На третьем курсе один из моих преподавателей предложил мне пройти стажировку в крупной конторе. По деньгам предлагали не очень много, зато стабильно и с возможностью проявить себя. Тогда у меня был выбор - согласиться на меньшее, чтобы получить живой опыт работы, или отказаться и продолжить писать курсовые / решать тесты, за которые мне платили уже очень хорошо. Действительно хорошо, столько в том же банке я получала бы за 2,5-3 месяца работы. К тому моменту я уже и квартиру сама снимала, и могла небольшие суммы денег (в виде подарка на праздники) родителям и сестре выслать, и даже одевалась вполне себе прилично. Например, у меня была хорошая кожаная сумка и два чёрных платья для экзаменов или свиданий, на которые пускали слюни одногруппницы. На свидания, кстати, я редко ходила, времени не было. Серьёзных отношений лет до 25 как таковых тоже, хотя приглашений провести вечер в кино всегда хватало. Были романы "для здоровья", но мне сложно было представить, что я могу с кем-то из этих любовников создать семью. Уже позже, в 28 один из романов закончился браком, но это был тот случай, про который Вы как-то сказали: притащить любовника домой и постараться сделать из него мужа. Не жалею ни сколько, что так вышло. Благодарна ему уже за то, что у нас растёт прекрасный сыночек.
В тот момент (на третьем курсе) я выбрала живой опыт - и снова оказалась права. Буквально года мне хватило, чтобы вызвать уважение у начальства, хотя ко мне с самого начала относились с недоверием, ведь я пришла к ним двадцатилетней девочкой с косой и, как мне сказал чуть позже мой руководитель, хитрыми глазками. Дальше все пошло стандартно: я приносила деньги компании, а компания поощряла меня за мою работу, боясь потерять ценного сотрудника. Мне даже позволили взять отпуск на время написания диплома, хоть и всего на три недели и несмотря на то, что на работе был аврал и череда проверок (аудит). Бонусы финансовые были хорошие, к началу пятого курса я смогла позволить себе купить новый японский кроссовер. Могла бы и квартиру в ипотеку взять, но не было у меня ощущения, что Самара - "мой" город, несмотря на то, что атмосфера в нём просто чудесная, и я всегда очень радуюсь, когда приезжаю сюда в командировку или на форумы.
В общем-то, чуйка снова не подвела. Я действительно не осталась в Самаре.
Года через два мне предложили работу в Санкт-Петербурге, потом - в Москве. Везде - одна и та же крупная международная организация (название, если это возможно, уточнять не буду). Я работаю тем по сей день, теперь уже не простым наёмным сотрудником, моё слово всегда учитывается при принятии важных решений, несмотря на то, что официально я не занимаю руководящий пост. Меня знают в европейском головном офисе, часто именно я балансирую между Европой и Россией, я помогала сохранять контакты во время кризиса 2014 года, когда санкции чуть было не коснулись нашего сектора. Я не "якаю" сейчас, Мария, не подумайте. Я просто хотела бы сказать Владе, что если ты знаешь, какая у тебя цель в этой жизни, ты можешь к ней идти. Озвучь её, найди своё призвание - и вперёд. Аренда квартиры не может быть самоцелью, как и машины. Это лишь, как Мария любит говорить, "ништяки", которые делают жизнь лучше.
Я очень долго училась, чтобы стать тем, кем я стала. Моё образование продолжилось сначала в Москве, потом - в Европе. Пришлось базово освоить несколько смежных профессий, для того, чтобы лучше понимать тонкости и нюансы своего дела. Пришло выучить испанский, итальянский языки. Просто как знак внимания к нашему непосредственному начальству.
В прошлом году сбылась моя мечта последних трёх лет - я приобрела большую квартиру на ВДНХ. В ипотеку на пять лет под гарантии фирмы, в которой я работаю. У меня свой угол. Теперь он именно мой. Мой и моего сына. :-) Большой, красивый, с вазочкой, в которой всегда стоят яблоки. Также годом ранее я помогла сестре обустроиться в Москве - нашла недорогую квартиру-студию, оплатила первые три месяца проживания, помогла ей найти работу по специальности. Более денег не давала ни на что. Конечно, если ей понадобится помощь, она всегда её получит, но я никогда не позволю сесть себе на шею. Для её же блага. И, конечно, именно поэтому я могу понять и поведение ваших, Влада, родителей, и комментарии большинства читателей Марии: даже если у них есть возможность помочь Вам снять квартиру, но они не делают это, они смотрят чуть дальше. Им хочется не избаловать Вас, а помочь Вам понять, что вы хотите от жизни. Вот как Вы о дипломе говорите? "как раз институт закончу а там может и юристом возьмут куда-нибудь" (с). Вы не видите себя в своей профессии. Подумайте об этом, пока есть время что-то исправить.
Мария, простите за простыню. Хотела в комментариях оставить, но не уместилось, и я решила Вам по е-мейл отправить.
Благодарю Вас еще раз за всё, что Вы пишите!
Best wishes
Наталья.
Писем, конечно, в последнее время много в блоге, но ... ну не могла я не опубликовать это.
Подпишись на мой блог! Instagram:
vlasova_rusTwitter:
vlasova_rus Промо, реклама и пиар. За что я обычно баню.