Наши школы работают против инстинктов детей, а не вместе с ними. Большинство детей в нашем обществе не хотят идти в школу. Не новость, правда? У них разные формы протеста: они притворяются больными, ходят нога за ногу по утрам, выполняют по минимуму школьные задания (или не делают даже этого), нарушают школьные правила везде, где только получается. Даже отличники любят подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к школе циничными высказываниями, мелким мошенничеством и оправдываются тем, что это просто тупые требования.
Почему они бунтуют?
Образование - это ведь хорошая штука, не так ли? Детям надо быть образованными, чтобы достичь успеха в обществе. Общество несет огромные издержки, чтобы дать возможность учиться каждому ребенку (хочет он того или нет). Эти дети избалованные и неблагодарные? Если так, значит и вы, и я - и, собственно, все, кто ходил в школу после того, как она стала обязательной - такие же избалованные и неблагодарные.
Мы все протестовали. На самом деле, в те дни, когда школа только стала обязательной, дети бунтовали даже больше, чем сейчас, хотя тогда школа занимала меньшее место в их жизни. Их избивали березовыми прутьями, чтобы они сидели в школе и делали то, что им велел учитель.
В своей последней статье я ввел понятие эволюционного несоответствия, чтобы объяснить, почему малыши трудно засыпают одни, в темноте, ночью. Суть этого понятия - в несоответствии между условиями жизни сегодня и теми, в которых эволюционировали наши предки. По меньшей мере 99% всей человеческой истории мы были охотниками-собирателями. Антропологи утверждают, что образ жизни охотников-собирателей - единственный стабильный стиль жизни, с которым знаком наш биологический вид. И хотя с возникновением сельского хозяйства, всего лишь 10 тысяч лет назад, мы попали в вечноускоряющийся вихрь культурных изменений, с биологической точки зрения, мы по-прежнему охотники-собиратели, пытающиеся выжить в тех условиях жизни, в которых мы сегодня оказались. В предыдущей статье я писал о том, что дети отказываются идти спать одни, потому что в дни охотников-собирателей это бы привело к смерти. Монстры под кроватью были реальностью. Это были шакалы, тигры и другие ночные хищники, притаившиеся поблизости в ожидании небольшой закуски, оставленной без присмотра взрослых. Инстинкты и страхи, которые владели охотниками-собирателями, не изменились.
Теперь я хочу использовать понятие эволюционного несоответствия, говоря о проблемах образования.
Как я писал в одной из статей, смысл обучения детей в культуре охотников-собирателей противоположен тому, какой мы вкладываем в это понятие сегодня, обучая детей в школах. Антропологи установили, что наибольшую ценность для охотников-собирателей представляет свобода. Охотники-собиратели полагали неправильным принуждать человека заниматься тем, чем ему не хочется заниматься, и детей они считали людьми. Они редко давали прямые указания, потому что это может прозвучать как принуждение. Они верили, что люди по своей собственной инициативе научатся преумножать благополучие племени, потому что они увидят, что в таком поведении - мудрость и радость. Сотни тысяч лет это было организующим принципом человеческого общества. Охота и собирательство требуют от человека инициативности, творческого подхода, оно основано на том, что люди будут делиться друг с другом и взаимодействовать, потому что они этого сами хотят. Охотники-собиратели, по всей видимости, понимали, что дети вырастут свободными, уверенными, отзывчивыми, творческими, если им предоставить свободу в детстве, в то время как жизнь племени дает им моральные установки и модели поведения.
В течение всего длительного периода охоты и собирательства дети свободно играли целыми днями, день за днем и таким образом учились сами. Учеба всегда была велением сердца. Фактически, причина того, что дети от природы так игривы и любопытны и общительны, - в том, что именно эти черты были движущей силой детской способности к самообучению. Эти «детские» особенности развивались и формировались, путем естественного отбора, для того, чтобы служить обучению в условиях детской свободы.
Поэтому, когда мы заставляем детей сидеть на месте, слушать учителя и делать, что им говорят, каждая косточка в их теле, каждый нейрон и мускул в них сопротивляется. Их тело говорит им: «Это неправильно. Я должно само контролировать мои действия, мне нужно играть и развивать навыки, которые важны для меня; я хочу искать ответы на вопросы, которые мне интересны, а не на те, от которых я зеваю от скуки; я хочу наблюдать за тем, что делают люди в реальном мире, а не за учителем, который, кажется, вообще не существует в мире нигде, помимо школы. Если я не буду заниматься тем, что нужно мне, я не смогу стать уверенным, достойным человеком». Во времена охотников-собирателей, ребенок, который не чувствовал острого желания идти своим путем и учиться, мог вырасти человеком, плохо приспособленным к жизни.
Таким образом, инстинкты ведут наших детей к самообучению через свободную игру, исследование мира и общение. Но у нас есть школы, которые настаивают на том, чтобы они забыли о свободе и делали, что им скажут. Эти школы никогда не работали хорошо и даже в теории они не могут хорошо работать, потому что они всегда были против детей и поэтому порождали сопротивление.Что делать с этим эволюционным несоответствием?
Мне представляется, что у нас есть два пути. Мы можем продолжать наступать на грабли принудительной образовательной системы и сражаться с инстинктами наших детей, лекарствами или иными доступными средствами подавлять их жажду свободы. Или мы можем принять то, что многим людям сегодня представляется радикальным, даже безумным подходом к образованию, и что было естественно для охотников-собирателей. Этот радикальный подход - дать детям учиться самим, а наша задача здесь - создать условия, чтобы самообучение было возможно.
Идея, что дети могут сами заниматься своим обучением, и успешно с этим справляются, кажется сегодня абсурдной большинству людей, настолько мы привыкли к мысли, что обучение требует руководства «сверху-вниз» и внешней мотивации. Но те, кто решил присмотреться, бывают поражены доказательствами того, насколько образовательный подход охотников-собирателей блестяще работает в современном обществе. Я приводил эти доказательства в предыдущих статьях. Мы можем строить игровые и учебные центры, подобные школам Садбэри, где созданы условия, чтобы дети учились сами. Основное условие - это возможность играть с детьми разного возраста, получить доступ к орудиям труда, которые важны для нашей культуры, иметь рядом заботливых взрослых, и все это - в окружении нравственных людей, которые олицетворяют важнейшие ценности общества. Как ни удивительно это может показаться, такая система стоит дешевле и несет в себе меньше проблем, чем современное принудительное образование. И такие центры, в отличие от стандартных школ, полны радости и веселья.
Ваши дети не хотят ходить в школу? А вы сами хотели? Как именно они (или вы) протестовали? Как вы справлялись с противоречием между человеческим стремлением к свободе и принудительной школьной системой? Что, по вашему мнению, мы можем сделать, чтобы разрешить это противоречие? Мне интересен ваш опыт и ваши мысли.
источник