Рецензия на фильм-мюзикл "Отверженные"

Feb 14, 2013 14:31

Новая экранизация "Отверженных" Гюго произвела на лётика настолько неизгладимое впечатление, что я захлебываюсь словами и просто трясу ладошками, поднимая глаза :)
Милости прошу в мои оборванные впечатления.





Во-первых, это мюзикл. Меня это не смущает. Мне это нравится. И большинство людей в зале смогли это оценить. Правда, было два маленьких быдлотика, которые ушли с сеанса, но это и правда нонсенс, потому что в зале даже не жевали и не шелестели пачками чипсов, что удивило.
Во-вторых, актерская игра исключительная. Не было ни одного момента, когда я скривила бы губы и сказала "не верю", а друзья знают, я заядлый критикан.
Сам актерский состав впечатляет: Хью Джекман, Энн Хэтэуэй, Аманда Сейфрид, Рассел Кроу, Эдди Редмэйн, Хелена Бонем Картер, Саша Барон Коэн.
Теперь для согласования имен, лиц и персонажей:
Хью Джекман сыграл Жана Вальжана, мужчины, который украл буханку хлеба и за это 19 лет провел на каторге, где и начинается действие фильма. И вот каким мы видим его в самом начале картины. Перевоплотился, вжился в образ, вызвал сочувствие, заставил сопереживать, вместе с ним отчаиваться, ненавидеть, прощать.



Энн Хэтэуэй исполнила роль Фантины, женщины, брошенной с ребенком, обязанной жить в разлучении с ней, Козеттой, работая, чтобы покрывать долги на содержание дочери, оставленной на попечение трактирщику и его жене. Фантину выгоняют с фабрики, где она работала, и в череде отчаянных событий она начинает продавать свое тело, чтобы зарабатывать деньги. Эта роль, честно говоря, оставила внутри меня самый большой след. Кроме того, что сам по себе персонаж крайне беззащитен и протеворечиво чист, так еще и Энн исполнила роль настолько потрясающе, что я бы не сомневалась в том, что в охапку после всех уже полученных наград, Оскар тоже достанется именно ей. И хотя год за годом эта награда уходит в разные руки иногда по очень туманным причинам, в данном случае, надеюсь, ничто не помешает Энн получить то, что по праву ей принадлежит . Ай, ну вы поняли, что это мой любимый персонаж в фильме, хоть ее экранного времени было не так уж и много.



Козетта, дочь Фантины, умершей от болезни, попадает под опеку Жана Вальжана, изменившего свою жизнь и судьбу и ставшего новым человеком. Состоятельный достойный человек, в котором не узнать бывшего "крайне опасного преступника", находит маленькую Козетту, грязную и забитую, прижимающую к себе скрученную тряпку, как куклу, и забирает, и дает дитяти новую жизнь.

Козетта в детстве на попечении у "любящих" трактирщика и его жены, потрясающе сыгранных Хеленой Бонэм Картер и Сашей Бароном Коэном:



Ну и Козетта в исполнении Аманды Сейфрид:



Марис в исполнении Эдди Редмэйна. Молодой парень из богатой семьи, жаждущий революции и являющийся одним из организаторов революционного движения. Мельком увидев на улице Козетту, он потерял покой. К их хэппи энду мы весь фильм стремились всем залом.



Рассел Кроу в роли Жавера, представителя закона, который весь фильм (читай, всю жизнь) отдал на "праведную ненависть к преступнику мирового масштаба, укравшего, напоминаю, буханку хлеба, Жану Вальжану". Хочу отметить очень приятный тембр голоса Рассела и тот факт, что отрицательный герой показан человеком, которому не чужды нормальные чувства.



Основные герои представлены. Теперь краткое содержание. Не книги, а именно фильма. Но в данном случае экранизация очень бережная и достойная.

Действие фильма начинается в порту, где сотни каторжных заключенных в отребье неимоверными усилиями и сорванными на руках мозолями затягивают огромный корабль в (бухту?).



В конце этой сцены Жана Вальжана, а точнее, заключенного номер 24601, досрочно освобождают из заключения, отбывшего на каторге не 20, а всего 19 лет.
Истощенный, обозленный, непринимаемый никем бредет Жан, кутаясь в тряпье. Нигде ему нет пристанища, нет и работы бывшему заключенному с бумагами с кричащим статусом "крайне опасный преступник".



Неожиданно он находит ночлег и еду в церкви, куда его приглашает священник, увидев скрутившегося у стены, замерзшего, отощавшего Вальжана.



Вальжан жадно хватает с миски еду, греет руки у огня и ночью крадет все серебро и с грохотом, роняя вазы и миски постыдно бежит из места, где к нему отнеслись по-доброму. Не проходит много времени, как его хватают и избитого возвращают назад. Стоит священнику сказать лишь слово и его возвратят на каторгу. Но священник говорит стражам, что все это серебро - подарок Жану Вальжану. Этот беспрецедентный поступок, отношение к нему, как к равному, призыв к его душе, которой, он считал, у него и нет, полностью меняет жизнь Вальжана.
Он рвет бумаги, ставящие клеймо на его жизнь и в следующий раз мы видим Жана Вальжана в достойном костюме, в статусе мэра Парижа. Он является владельцем фабрики, где мы встречаем так полюбившуюся мне Фантину, скромную красивую труженицу.



По наущению завистливых работниц Фантину вышвыривают с фабрики. Ее отчаянные крики не привлекают внимания мэра, потому что в этот момент в его жизнь врывается призрак Жавера, приехавшего служить в Париж и разом напомнившего Жану о его прошлом.

Фантина, вынужденная платить долги, приходит в порт, пристанище отребья, продажных женщин, сутенеров, торгашей, в надежде продать кулон с изображением и локоном своей дочурки. Ей предлагают мизерную цену. В попытке вырваться от наступающих со всех сторон людей, Фантина слышит сзади голос мерзкой женщины, предлагающей большие деньги за ее шикарные локоны. Тонким голосом, полным отчаяния, Фантина вопрошает у самой себя, что же ей делать, ведь это покроет часть долгов. И соглашается.



После у Фантины вырывают пару зубов за деньги и совершенно слабая девчушка с ежиком волос и окровавленной щекой лежит, приткнувшись к какой-то стене, когда ей предлагают продавать свое тело за деньги, ведь она еще молода и красива. Сцена, следующая после "пробы Фантины", трогает и сокрушает. Крупный план, очень глубокий текст песни, выражающей прощание со всеми еще теплившимися мечтами. Обратный отсчет оставшихся Фантине дней положен.
В следующей сцене мы видим Фантину уже в соответствующей одежде. Она отказывает грубому клиенту и, когда он набрасывается на нее, Фантина защищается и оставляет царапину у него на лице. Появляется Жавер и по ложному обвинению свиноподобного "клиента" уже готов забрать Фантину за решетку. Она умоляет сжалиться над ней, кричит о своей дочери Козетте. Ее крики слышит Жан Вальжан. Он подбегает и защищает Фантину, говоря Жаверу, что склонен верить рассказам бедной женщины и намеревается доставить ее в больницу. Спрашивает, что довело ее до такой жизни, и Фантина кричит о том, что ее выгнали с фабрики чуть ли не на глазах у мэра Жана Вальжана, а он не заступился за нее. Жан, пронзенный мыслью о том, как его невнимание отразилось на судьбе человека, не гневается на то, что Фантина после своей злостной, но отчаянной тирады плюет на Вальжана. Он просит прощения у грязной и жалкой Фантины, берет ее на руки и доставляет в больницу, обещая ей тут же послать за Козеттой и позаботиться о девочке.



В больнице, не дождавшись Козетты, Фантина умирает на руках у Вальжана, умиротворенная его обещанием заботиться о малышке и стать ей отцом.



В больницу врывается Жавер, получивший подтверждение тому, что мэр не тот, за кого себя выдает, а беглый Жан Вальжан. Вальжан просит отсрочки, чтобы позаботиться о Козетте, но Жавер непреклонен. Тогда Вальжан бежит.
Он находит девочку, напуганную, грязную, неухоженную, голодную. Он платит жуликоватым трактирщикам, которые даже не в состоянии запомнить имя той, о которой столько долго "заботились" и забирает малышку с собой. Жавер настигает и они скрываются бегством.



Проходит, кажется, 8-9 лет и мы видим уже взрослую Козетту под руку с отцом. Они подают милостыню бедняку, как вдруг попадаются на глаза трактирщикам, которые не хотят выпустить свою выгоду. Завязывается потасовка, на которую обращает внимание проезжавший мимо Жавер. Вальжан скрывается. В этот же момент происходит завязка любовной истории. Встречаются взгляды Козетты и Мариса, после чего Козетта скрывается вместе с отцом.



Здесь вступает яркий образ Эпонины, безответно влюбленной в Мариса. Марис, не догадываясь о чувствах девушки, просит ее найти Козетту, ее адрес. Эпонина безропотно, раздираемая изнутри, находит то, что просит Марис и сама ведет своего возлюбленного на встречу с той, что за одно мгновение завоевала его сердце.





Когда же Эпонина возвращается, не в силах больше смотреть на счастливых Козетту и Мариса, разговаривающих в первый раз, она видит, что ее собственный отец (а Эпонина, кстати, дочь трактирщиков, которые в детстве так нещадно истязали Козетту, заставляя маленькое дитя работать до изнеможения и впроголодь) собирается на очередной грабеж и целью его является дом Жана Вальжана и Козетты. Эпонина начинает кричать, испортив весь план своему отцу, но позволив Жану и Козетте бежать. Козетта оставляет записку для Мариса, которую Эпонина забирает и утаивает.
Самая душещипательная, красивая и трогательная сцена с Эпониной, когда она под дождем, красивая, влюбленная и сокрушенная поет свое признание в любви, которое Марису так и не суждено будет услышать, достойна того, чтобы снять-таки шляпу.



Марис терзается, не зная, продолжать ли ему с друзьями революционное движение, или бросить все и предаться любви и все свое время отдавать Козетте.
Меж тем вспышка революции окрашивает город в красный.





Революция, итак малолюдная, на корню задавлена несравненно большими силами королевских войск.
Все люди расходятся, остается лишь одна баррикада с Марисом, Эпониной, их друзьями. Их совсем немного. И к ним затесался Жавер, выдав себя не за того. В ходе первой перестрелки умирает Эпонина, напоследок дарящая нам свою улыбку в объятиях Мариса, поддерживающего друга, который отдал ему свое сердце. Эпонина успевает передать Марису записку от Козетты, утаенную раньше.





Марис пишет записку и просит маленького Гавроша передать ее Козетте.



Однако записку получает отец Козетты, Жан. Он отчаянно думает, что ему делать, ведь единственная любовь его жизни, его обретенная дочь, может вот-вот покинуть его, отдав свою любовь юноше, которого он даже не знает. Он переодевается и спешит на баррикады, чтобы взглянуть на Мариса.
На баррикадах он видит плененного Жавера, в котором Гаврош узнал не "своего", а комиссара полиции (простите, если должности путаю).



Жан просит разрешения расправиться с Жавером, но вместо этого отпускает его, совершив такой же сильный и беспрецедентный поступок, как и тот, что изменил его жизнь 17 лет назад в церкви. Нет, он не меняет свою жизнь на жизнь Жавера, выкупая право на свободу, право больше не скрываться. Он просто отпускает Жавера.
Тем временем в отчаянной перестрелке с большим количеством военных и жалко малым количеством повстанцев революционное движение задавлено. Но мы знаем, что это лишь на время.



Все убиты, лишь Вальжан вытаскивает раненного Мариса, пребывающего без сознания, чтобы не лишать Козетту и Мариса возможного счастья.
Освобожденный Жавер настигает Вальжана, переправляющего бездыханного Мариса домой. Однако так и не может выстрелить и Вальжан уходит со своей ценной ношей. А Жавер, не выдержав мук души, шагает вниз с моста со словами: "Освободив меня, Вальжан, сам того не зная, меня убил".
Марис глубоко сожалеет о погибших друзьях, однако любовь Козетты спасает его.



Марис и Козетта соединяют свои жизни и спешат к Вальжану, уехавшему в монастырь, чтобы своим присутствием не опозорить любимую Козетту, если вдруг откроется, кто он на самом деле, ведь его любимая дочь так и не знает, что Вальжан - "крайне опасный преступник".
Однако Марис и Козетта приезжают к нему в монастырь, где на руках у них Вальжан покидает этот мир, успокоенный и умиротворенный.





Развеваются флаги и революция поднимает свое лицо.



Рецензия

Previous post Next post
Up