Jan 18, 2015 17:34
Доброго времени суток каждому, кто читает мои заметки! И, конечно, УДАЧИ! Да, я давно не радовала вас. Все очень объяснимо. Просто в моей жизни теперь НЕТ проблем. Есть удачные дни, спокойные дни, сумбурные дни, сложности, радости, но проблем нет. Проблемы, как показывает мой опыт, обычно вам создают окружающие своими непорядочными поступками и отсутствием воспитания в глобальном понимании этого слова (за рубежом это называется емким словом education). А так как сейчас меня окружают только люди порядочные, профессионалы в своих сферах деятельности, знающие и интересующиеся, которым не близки ни мелочность, ни подлость, ни глупость, то и проблем нет. А описывать идеальную жизни (ну, или почти идеальную в моем понимании) - это как каждый день есть халву, через неделю начнешь отказываться, а через две в открытую воротить нос. Сейчас я живу в изумрудном свете - просьба не путать со сказкой Александра Мелентьевича Волкова. Изумруд - мой камень-оберег, так уж простите мне такого хранителя.
Но сейчас, я думаю, есть кое-что, чем я могу с вами поделиться, и это очередные театральные открытия. Последние несколько лет для меня стало традицией проводить православное Рождество в Петербурге. И этот год стал не исключением. Мой первый день ознаменовался походом в Театр Европы или малый драматический театр, как кому угодно. Предыдущий год был годом Вильяма Шекспира, и, чтобы закольцевать именно это событие в моей жизни, было принято решение посетить "Короля Лира" в театре Европы. Почему именно этот театр? Сработал стереотип: Глобус - театр Шекспира, а театр Европы - театр тоже одного режиссера, театр Льва Додина. Знаете, мне нравятся экспериментальные театры. Для меня вообще есть двойное разделение театральной жизни. С одной стороны, должны быть классические театры - мастодонты, где показывают и представляют классические постановки в том стиле, в каком их задумывали писатели, композиторы, хореографы, постановщики. Т.е. Чайковский должен оставаться Чайковским, а Чехов должен оставаться Чеховым, а не Чайковским и Чеховым в понимании какого-то человека широко известного в узком кругу. Все-таки хотим мы этого или не хотим, но первые два были и остаются гениями, в отличие от последнего, персоналия которого еще под большим вопросом. Но с другой стороны, должны быть и эксперименты, и искания, и метания и вся палитра эмоций, но на новых площадках, которые, возможно, в будущем и станут тоже классикой нашего времени.
Театр Льва Додина именно такой экспериментатор. Много лет назад я познакомилась с его пониманием "Дяди Вани". И мне понравилось. (Кстати, позже мне понравилась постановка Андрона Кончаловского, человека, который с невероятным пиететом относится к классической литературе.) Таким образом, было решено, что надо снова встретиться с талантом этого режиссера и поставить жирную точку в чествовании Шекспира именно спектаклем этого театра.
"Король Лир" в этом театре - это зарождение хаоса и безысходности в конкретно взятой семье в определенное историческое время. Это рассказ не о времени, а о людях, об отношениях старшего и младшего поколений, об отсутствиии взаимопонимания, но присутствии эгоизма, слепящего каждого, кто так или иначе сталкивается с этой семьей. Все работало на эту идею: и сценография (аскетичные декорации, старое пианино, иногда самопроизвольно издающие звуки-крики о спасении), и костюмы (черный, белый и серый цвета, и немного красного у Шута, который в этой истории из героя второго плана превращается в лакмусовую бумажку), и язык (для этого спектакля был сделан новый перевод, достаточно острый, местами режущий слух, но предельно близкий к пониманию текста в "Глобусе". Да, это не перевод Щепкиной-Куперник и не Пастернака, но не менее интересный, чем классические истории известные всем со школьной скамьи). Огромное спасибо артистам, да, не актерам, а артистам, которые своим профессионализмом заставили весь зал следовать за ними, дышать с ними в унисон, стать сопричатными этому действу, а не быть простыми свидетелями и зрителями. Поверьте, это дорого стоит. Лично мне хочется отметить Елизавету Боярскую - объясню почему. Просто в последнее время часто стали появляться статьи в стиле а-ля "она-не-актриса". Нет, господа, она - актриса, она - достойная наследница великого рода русских артистов. А вот то, что творится в нашем синематографе, - это совсем другая история, не имеющая ничего общего с интересной, многогранной, неординарной представительницей сословия комедиантов. И в этом вы убедитесь, просто купив билет на спектакль академического малого драматического театра - театра Европы.
Продолжение следует...
Санкт-Петербург