О пользе и вреде лжи.

Feb 14, 2011 03:13

Изначально дети начинают лгать тогда, когда нельзя сказать правду. Просто нет никакой возможности. Это ложь во спасение. Себя и мамы или папы. Себя ребёнок спасает от родительского гнева, который гораздо страшнее, чем наказание. От родительского разочарования в нём. Страх лишиться родительской любви и поддержки первоначально толкает ребёнка на ложь.

Ребёнок спасает и родителей. Он не хочет расстраивать маму, ему больно видеть её страх и боль за него. Это всё ложь из благородных побуждений, уважаемые взрослые. Ведите себя так, чтобы вашим детям было не страшно сказать Вам правду. Ведите себя достойно: уважайте чувства вашего ребёнка. Он имеет право на ошибку и на свой жизненный опыт. И помните, если ваш ребёнок признался Вам, что когда-то обманул Вас, - гордитесь - это знак доверия к Вам. Значит сейчас он Вам доверяет, а тогда не доверял.

Позднее, став взрослыми, мы начинаем лгать по привычке, не отдавая себе в этом отчёта. Часто, даже тогда, когда в этом нет необходимости. Подобная ложь, разумеется, чаще вредна, чем полезна. Она мешает нам взрослеть, становиться смелее, выражать свои чувства (не только негативные, заметьте), устанавливать доверительные отношения с друзьями и близкими. Мы рискуем так запутаться в сетях лжи, что жизнь станет невыносимой.

Однако, самая опасная ложь - это ложь самому себе. Она мешает нам личностно расти, становиться опытнее и мудрее. Однако и у такой лжи есть свои глубокие смыслы. Психотерапевты и психологи называют подобную ложь психологическими защитами. Мы все защищаем часть своего внутреннего мира от самих себя. Редкий человек согласится долго чувствовать и считать себя сволочью, если не может  исправиться. Чувство стыда вообще трудно переносимо, именно поэтому большинство из нас быстро вытесняет в подсознание всё, что вызывает в нас стыд. К каким только ухищрениям мы не прибегает, чтобы внутренне оправдать себя за недостойные, с нашей точки зрения, мысли и поступки. Но часто и до оправданий дело не доходит - вся болезненная информация мгновенно ускользает  поглубже - все скелеты запихиваются в шкафы, запираются на ключ, а ключ, в свою очередь, прячется так надёжно, что не всякому психотерапевту отыскать под силу (неопытные пытаются взломать замок).

Так ли уж необходимо доставать всех скелетов и тем более демонстрировать их окружающим? Я не уверена, что это всегда полезно и приемлемо. Даже психотерапевт, наедине с пациентом, должен сначала удостовериться, что у последнего хватит сил и мужества вынести всю правду о себе, прежде, чем преодолевать психологические защиты.  В противном случае, дело может закончиться суицидом. Кроме того, я уверена, что человек может взрослеть и меняться к лучшему и не зная всей правды о себе. Достаточно той её части, которая для него по силам на данном этапе.

Но, это я отвлеклась, села на своего любимого конька, вот и понесло. А ведь всего лишь хотела поговорить о передаче «Детектор лжи».

Люблю периодически смотреть эту программу. Есть в ней очевидные, на мой взгляд, недостатки.
  • Вопросы вырваны из контекста и потому провокационны (каждый понимает в меру своей испорченности),
  • предлагается априори считать, что опытный полиграфолог всегда прав,
  • нет никаких предъявляемых «доказательств», что человек лжёт (участился пульс, поднялось давление, покрылся испариной и т.д)

Но, несмотря на эти ловушки и условности, она мне интересна. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит.

Вчера впервые смотрела программу с участием психологов. Хорошая идея - пригласить профессионалов в это шоу. И тема извечно актуальная: проблемы личностной и сексуальной зрелости. Зависимость 34-летнего дяденьки от жестко контролирующей его «любящей» мамочки. Вспомнились два анекдота по этому поводу.

«Слушайся мамочку сынок. Мама свою жизнь прожила, мама и твою проживёт».

И второй: «Я так хорошо понимаю своего сына, мы так любим друг друга, и у нас такие хорошие взаимоотношения: я оплачиваю ему самого дорогого психотерапевта в городе, а он разговаривает с ним исключительно обо мне».

Любопытно было посмотреть на этакий душевный стриптиз несостоявшегося маньяка-педофила, работающего в школе учителем информатики. Коллеги-психологи, на мой взгляд, весьма компетентны, и я абсолютно согласна с их комментариями и интерпретациями происходящего. Не скрою, подопытный был мне скорее симпатичен. По крайней мере, я этому камикадзе сочувствовала.  А вот мамаша раздражала. Что это, мои проекции? Не узнала ли я в ней частично свою тень? Признаюсь, я боюсь оказаться такой матерью.

У меня самой два сына, и оба пока живут со мной. Как вы думаете, может пятидесятилетняя мать, бывший психотерапевт к тому же, не контролировать жизнь своих сыновей?  Понимаю, вопрос риторический, и, тем не менее, я часто задаю его себе на протяжении вот уже минимум двадцати лет. Как вовремя сделать сыновей самостоятельными? Не лезть в их жизнь? Что это значит? Как выражать свою любовь? Как поддерживать их в трудные периоды, передавать свой опыт?

Хочу ли я, чтобы они были взрослыми? Да хочу. Хочу, чтобы были счастливыми, самостоятельными, успешными, любящими отцами семейств (вышесказанное подразумевает личностную, в том числе сексуальную зрелость).

Однако… Если быть до конца честной с собой, хочу ли я чтобы они всегда оставались детьми? Да, хочу, подсознательно хочу, потому и называю их зайчиками, котиками и пр. Если верить экзистенциальным психотерапевтам, таким способом я пытаюсь избавиться от страха смерти (пока дети маленькие, я остаюсь молодой и не умру). Социально приемлемый способ - нянчить внуков и с ними обращаться как с детьми, пока они таковыми являются. Но вот одна маленькая загвоздка: с внуками возится бабушка, а она, обыкновенно, старенькая или, по крайней мере, стареющая. Поэтому внуки спасают от страха смерти только зрелых женщин, которые уже смирились с тем, что неизбежно состарятся и умрут.

К внукам я готова. Сейчас обкатываю эту роль на малолетних племянниках. Значит ли это, что я взрослая зрелая женщина? Для меня это сложный вопрос. И да, и нет одновременно.

Next post
Up