БеларусьЭтноЭкспедиция: Карагод у Агдэмары.

Aug 13, 2012 23:39

Замечательные вещи творятся у нас в Беларуси.

Есть люди, которым небезразличны жизни стариков. Эти люди устраивают бабушкам и дедушкам праздники в их почти вымирающих деревнях, для того, чтобы выразить своё почтение, внимательность и благодарность им.

Сново Огдемер (бел. Агдэмер) и сново музыкальный фестиваль-хоровод (бел. карагод). Приехали польские беларусы, они живут на территории Польши, но чётко позиционируют себя беларусами.

Существует традиция "поминальных хороводов", когда по деревне большой толпой проносят покойного, который якобы таким образом прощается со своими соседями, знаю про крестный ход, но никогда не видела праздничного хоровода!

Суть его самая благолепная - музыканты, танцоры и певцы в народных костюмах всей шумно поющею гурьбою подходят к каждому двору и, если там есть кто-то, они зовут его и дарят персональную народную песню, танцуют "ойру", польку, "лявониху" или "крыжочок", желают благ и добробыта.

Трогательно смотреть как бабульки пускаются в пляс, а старички мужественно сдерживаются, чтобы не всплакнуть на радостях.

Музыканты, взрослый состав.



Музыканты, детёныши. Очень смешно их зовут - "Жэужики".



Одна из руководителей. Внешность очень интересная, одухотворённая, плавная, естественная в движениях, таких можно в фильмах про средневековые посёлки наблюдать.



Для специфического склада сознания современных подростков было особенно удивительно наблюдать их поющими деревенские песни, танцующими народные танцы в вышиванках, и самое странное было осознавать, что им это нравится и они чувствуют уважение к своей культуре. Забавно, что ярче всех это проявлялось в польско-беларуских детях, в наших это ощущение довольно-таки разбитое, оно собирается по крупицам с помощью реального прикосновения с такой вот "этнографии". Многим детям не нравятся уроки бел. яза в школе, патриотизм культивируется искусственно и нелепо, всё это усугубляется плохим дизайном идеологически-патриотической полиграфии.

Зрители в основном старички, но встречались и молодые.



Путь.



Интересное наблюдение для себя сделала об одежде, точнее о непознанной мною доселе функции народного костюма.

Кроме своей прямой защитной обязанности народная, т.е. в данном случае типовая одежда, одинаковая по крою и стилю для всех, имеет одну интересную особенность - она более ярко выявляет "разности" телосложений и, соотвественно, характеров.

По мальчику (подростку), одетому в народный костюм - по тому как на нём висит пояс, как глубоко он заправил штаны в сапоги, насколько длинны рукава в рубахе, как он держит плечи, осанку в свободной вышиванке, насколько криво висит на нём саломеная шляпа ... - особенно чётко можно опредилить его позицию в иерархии сверстников, степень его самокритики, стеснительности, неуверености или увероенности в себе.

У девочек как-то всё тоньше, завуалированней, на кривых углах мальчуковой подростковости всё гораздо более выразительно.

жевжики, Огдемер, хоровод, подростки, БеларусьЭтноЭкспедиция, Беларусь, наброски, иллюстрация, этнография, карагод

Previous post Next post
Up