Весь октябрь какие-то праздники. Началось все с Рош А-ШанА (ראש השנה). Это "Еврейский новый год", буквально переводится "начало года". Честно говоря мне он совсем не понравился, скукотища, типа внеочередной субботы. Далее подкатил серьезный "праздник" "Йом КипУр" (יום כיפור). "Праздник" (буквально "судный день") недаром пишу в кавычках, ибо трудно назвать полноформатным торжеством день, когда нельзя есть, пить, и, собственно, вообще "шевелиться". В этот день происходит главный пост в году, в этот день (и в его преддверии) положено просить прощения "за все хорошее" у Бога и людей. В общем, неслабый такой "праздник". Понравился мне он еще меньше, потому что пост я, как дура, держала, но от скуки вешалась. Если б молиться часов по 5 подряд - оно может и развлекло бы, ан молиться мы не обучены, и пока серьезно учиться молитвам "не по деццки" не тянет.
Дальше последовал загадочный праздник "СуккОт" (סוכות) который продолжается целую неделю. На русский "Суккот" переводят как "праздник кущ", хотя "СуккА" - это шалаш на современном языке, однако общеупотребительно церковно-славянское "куща". О смысле этого мероприятия меня лучше не спрашивать, желающие могут почитать статьи специально обученных раввинов, эти письмена окончательно вынесут непосвященному моСК, а посвященные, я полагаю, в пояснениях не нуждаются, и празднуют этот невероятно древний праздник, смысл коего потерян в веках "потому, что в Торе так написано". Что могу сказать определенно, так это то, что в Суккот надо строить шалаш, кушать в этом шалаше, принимать в нем гостей, и, весьма желательно, ночевать. Еще надо совершать всякие ритуальные деяния абсолютно шаманского толка (ну, это к пояснениям у серьезных раввинов, можете проникнуться). Израильтяне в Суккот работают шаляй-валяй, кто может, тот вовсе берет отпуск. Детишки праздник просто обожают, им нравятся шалаши, и общеторжественная атмосфера этих дней.
Я, было, совсем разочаровалась в еврейских праздниках, однако грянул завершающий аккорд - праздник "СимхАт ТорА" (שמחת תורה). Вот это получился, неизящно выражаясь, "аццкий отжиг", о коем желающие могут
Симхат Тора - "радость Торы". В общем, в этот день народ сильно радуется тому, что жизнь прекрасна вследствие наличия, собственно, Торы. С этой целью свитки Торы (потом я подробнее расскажу, как оно все выглядит) выносят из синагоги, совершают т.н. "обход", и, далее очень веселятся, танцуют и поют. Я, наивная душа, думала, что это безобразие - что-то типа крестного хода с дискотекой на закуску, причем дискотека - унылое "богопослушное" (читай - "богопротивное") говно. Ах, я очень плохо знаю, что такое "радость".
Вечером (напомню, что "был вечер, и было утро...", поэтому "день" начинается накануне, с заходом солнца), 19.10., мы вышли на улицу с целью полюбоваться, что же будет происходить "в честь праздника". Особого ничего не происходило, только в большой синагоге (хотя, вероятно, там еще Иешива, духовное училище), парнишки в больших черных шляпах громко пели и водили хороводы. Мероприятие было за закрытыми дверями, мы кое-что подсмотрели в окно. Зато на заборе значилось, что 20.08 в 20-00 в синагоге "Яд Даниэль" (это у нас напротив дома, так сказать, культовое сооружение шаговой доступности) состоятся "акафОт шнийОт" - то есть "вторые обходы". И приглашаются все желающие. В программе был заявлен мэр города и "хасидский ди-джей". Естественно, поглядеть на хасидского диджея - это дело принципа, и нынче вечером мы благовоспитанно "строем пошли в синагогу". Кстати, мой бойфренд за 19 лет в Израиле так и не сподобился полюбоваться на столь экзотическое мероприятие.
У "культового сооружения" вовсю гремела музыка. На маленькой площади перед синагогой была оборудована "танцплощадка" - натянуты гирлянды из лампочек, за площадкой для танцев расставлены пластиковые стулья, как в летнем театре, на крыльце стояла некислая по мощности (и, кстати, довольно профессиональная) аппаратура, а хасидский диджей (правда, разоблаченный до рубашки и кипы), уже вовсю развлекал население. Мы уселись на стулья. Люди подтягивались семьями, нарядные и редкостно веселые. Дети носились, орали и плясали. Через некоторое время нам предложили встать - выносят "Тору". Несколько дядек зашли в синагогу и вынесли огромные "тубусы", украшенные росписью, посеребренными накладками, красивыми шарфиками и еще бог знает чем. Каждый "тубус" величиной с половину человеческого роста, впрочем, были и поменьше, их доверили мальчишкам. В этот торжественный момент все дружно помолились, глядя на предметы культа. А потом началось (в моем, кривославно-обусловленном мировосприятии) черт знает что. Хасидский ди-джей врубил разухабистую музыку (впрочем, слов в этой песне было настолько мало, что уже после второго рефрена смогла подпевать и я) и дядьки на полном серьезе пустились в пляс прямо с этими здоровыми штуками в руках, еще и норовя поднять их повыше. Народ призывали вести себя прилично, в частности, разделиться по половому признаку, как оно положено, но в первый момент была сумятица,все ломанулись за благодатью, тетки смешались с дядьками, и какая-то, видимо, таки ухватила "свиток" в порыве радости, ибо было сделано замечание "не давайте женщинам". (Касательно этого замечу, что, как я поняла, держать "свитки" женщинам нельзя, можно только прикасаться и потом целовать себе руку. И, также, в скобках, замечу, что никакой безобразной давки возле "свитков" не случилось, и никакой агрессии во всем мероприятии не наблюдалось в принципе).
Когда граждане немного успокоились, на площадке для танцев остались одни мужчины (не считая детей разного пола, но дети - это дети). И пошли "колбаситься".
Я прошу прощения за качество фото, сделанных в темноте на телефон. Вся эта толпа "городских сумасшедших" прыгала достаточно интенсивно, поэтому с фокусом совсем беда.
Нет, я далека от мысли превозносить еврейскую культуру, как "идеальную", однако попытайтесь себе представить толпу русских половозрелых мужей, которые, будучи АБСОЛЮТНО ТРЕЗВЫМИ, вытворяют такие бесчинства. Прям таки культурный шок!
На предпоследнем и, чуть четче на последнем фото справа у дяденьки в руках "свиток".
Хасидский ди-джей (кстати, его немного видно, на заднем плане стоит на возвышении, за пультом) тоже "убил". Наряду с другими песнопениями был нетленный хит на мотив "Numa-Numa" от O-Zone со следующими словами:
"Раби Нахман
Нахман мэ-Уман
Нахман мэ-Уман
Раби Нахман мэ-Уман"
Эмм.. кто "в курсе" наверно сейчас сильно ржОт. Я, когда слова разобрала, просто задохнулась, с одной стороны, от смеха, с другой - от восхищения выдумкой.
Далее, под конец, пошла и вовсе арабская музыка, на арабском же языке "специально для выходцев из Ирака", далее "для выходцев из Ирана". Последние бурно радовались знакомому музлу, и начинали отплясывать какие-то кавказские с виду танцы прямо под арабские песни, не выпуская "свитков" из рук.
Город не оставался равнодушным к празднику. Где-то совсем рядом раздавались характерные хлопки. Я искала, кто же пускает петарды, но, судя по отсутсвию потешных огней, ничего это были не петарды. Салют "по-ближневосточному", а чего... Тут еще арабов мало, арабы палят намного чаще и интенсивнее, чисто от избытка чувств (и, конечно, по своим праздникам).
На соседней улице гуляние перегородило дорогу. Там мы тоже немного потусили, но "у нас" оказалось круче, так что захотелось вернуться.
Безобразия прерывались молитвами - это, собственно, и были "обходы", я насчитала таковых 6, хотя до самого конца мы не досидели - устали уши, замерзли ноги и захотелось есть. Может, был еще один "обход".
В общем, жутко хотелось присоединиться к скачущим, и как следует "порадоваться" - веселье заразительное, и, повторюсь, лишенное агрессии и пьяного куража, которые, зачастую, отбивают всякое желание "поколбаситься с народом". Увы, традиции не допускают, чтоб дамы плясали вместе с кавалерами, даже в таком богоугодном случае. Оставалось только топать ногами и хлопать в ладоши.
Вот такой веселый праздник "Симхат Тора". Мне он очень понравился, и, если бы не традиционные предрассудки типа разделения по половому признаку, я б сочла его прямо таки "идеальным".